Россиянам хотят упростить возврат товаров на OZON и Wildberries
Покупка разного рода продукции онлайн гораздо комфортнее, чем толкаться в магазине возле кассы. Однако это несет в себе много проблем, в том числе и злоупотребления со стороны продавцов, которые нередко присылают по почте не то, что заказывали, а то и вовсе откровенный контрафакт. Известные российские маркетплейсы, на долю которых приходится около 80 процентов интернет-продаж, со свой стороны борются с недобросовестными поставщиками, прикрывая их аккаунты и добиваясь лояльности к покупателям. Но чтобы более системно решать проблемы потребителей, страдающих от несовершенства технологий онлайн-продаж, нужны изменения в законодательстве, считает глава Комитета Совфеда по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко. В Роспотребнадзоре точку зрения сенатора разделяют.
В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится два законопроекта, регулирующих порядок возврата товаров, купленных онлайн, и вместе с тем ужесточающих ответственность продавцов за недостоверную информацию о продукции, которая вводит людей в заблуждение. О дальнейших планах защиты прав потребителей при дистанционной торговле товарами и услугами жарко дискутировали на совещании в Совете Федерации 24 ноября.
Стало много жалоб
Сегодня на долю двух известных российских маркетплейсов приходится более 77 процентов всех онлайн-заказов, но, по словам представителя Минпромторга Евгения Лобанова, помимо удобства, такие продажи сопровождаются и нарушениями. Жалобы приходят в том числе на невозможность вернуть товар до его доставки. То есть сначала нужно получить то, в чем отпала нужда, а потом уже его возвращать. И накладно, и неудобно, и нелогично.
Также проблемной остается тема доставки некачественного товара или совсем не того, который заказывали. Ну и самая главная проблема, которую пока решить не удалось, — контрафактная продукция.
Но и здесь власти начинают потихоньку наводить порядок - создан единый реестр, куда внесены недобросовестные поставщики, уличенные в торговле подделками. А на площадке ФАС организована связь с правообладателями, чтобы предотвратить продажу контрафакта через маркетплейсы.
И тем не менее, признал начальник управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков, уровень проблем не меняется уже продолжительное время. Он согласился с необходимостью разработки понятного в том числе для бизнеса алгоритма возврата товара.
Сегодня, отметил он, потребитель справедливо возмущается тем, что не может реализовать свое право отказаться от товара, когда тот отправлен продавцом, но еще не получен. Поэтому нужно отрегулировать нюансы, а именно - кто будет нести в этом случае затраты. Как раз такой законопроект, который должен внести определенность в этом вопросе, сегодня находится на рассмотрении Госдумы.
Закону 30 лет, не пора ли поменять?
Вячеслав Тимченко в ходе дискуссии напомнил, что закон о защите потребителей действует в стране уже 30 лет. За это время многое изменилось, появились новые технологии и сервисы, но не сказать, чтобы современные реалии там в полной мере отражались. В связи с этим он поинтересовался у представителя Роспотребнадзора, не готово ли ведомство усовершенствовать закон. О такой необходимости говорят не только потребители, но и производители товаров.
Олег Прусаков подтвердил, что предпосылок к этому более чем достаточно. С момента принятия закона в него внесли более 200 изменений, но чтобы совершенствовать документ кардинально, нужно учесть проблемы в сопряжении процесса со смежными отраслевыми законами. Тем не менее в Роспотребнадзоре деятельность в этом направлении ведут. Остались рабочие моменты, «возможно, придем к мысли, чтобы переписать закон», уточнил он.
В Роскомнадзоре также убеждены, что порядок в интернет-торговле нужно наводить, так как жалобы приходят и сюда. Из них следует, что частенько организации вводят покупателей в заблуждение, при этом, собирая персональные данные и иногда передавая их третьим лицам, привел пример недобросовестных действий бизнесменов замруководителя надзорного ведомства Милош Вагнер.
И все это происходит на фоне бурно развивающихся дистанционных продаж. Так, в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) ожидают, что к концу года количество таких покупок превысит три миллиарда. По мнению президента ассоциации Артема Соколова, для более эффективной борьбы с контрафактом следует применять действующие нормы уголовного права, которые предусматривают реальные сроки и конфискацию имущества.
Пока что жесткие нормы к бизнесменам, торгующим фальшивым товарам, не применяют. Их выгоняют с маркетплейсов, тем все и заканчивается. Между тем, заметил Артем Соколов, вся информация о сомнительных продавцах и местах средоточения их товара известна. И ею интернет-площадки готовы поделиться с органами правопорядка.