Сочи: Время года и времена годов
В Сочи - ноябрь. Предзимье на любом курорте, где бы он ни был, - время после бала. Это как театр после окончания спектакля.
Пляж опустел... Фото: Юрий Лепский
Это как Венеция после карнавала. Как уютная старая площадь после политического митинга. Как футбольное поле после матча. Или как в песне Визбора: "Ветер гонит по набережной/Желтые, жухлые листья платанов./Волны, ревя, разбиваются о парапет,/Словно хотят добежать до ларька,/Где торгуют горячим бульоном...". Или в любимой песне Кукина: "Никого не пощадила эта осень,/Даже солнце не в ту сторону упало./Вот и листья разлетаются, как гости,/После бала, после бала, после бала...". В любимом нами старом кино (собственно, оно и есть кино) этот мотив называется "После праздника", и корифей, создавший этот мотив, эту пронзительную и печальную мелодию, конечно же, Федерико Феллини. В его "Восьми с половиной", в "Амаркорде" нескончаемо трепещет свечка этой светлой грусти.
Предзимняя прогулка. Фото: Юрий Лепский
В Сочи - ноябрь. Умытые дождем улочки и набережные. Обрывки мокрого ватного одеяла, летящие с гор на город. Поплавки парусов на морском горизонте. Сиротливо пустынные пляжи. Вечерняя жизнь, забившаяся в ресторанчики и кафе... Этот город хорош и знаменит в любое время. Не только пляжами, ресторанами, горными лыжами, Олимпийскими играми, но и людьми, которые здесь родились. Замечательный теннисист Евгений Кафельников, легендарный футболист Слава Метревели, физик, лауреат Нобелевки Андрей Гейм, певцы Стас Михайлов и Григорий Лепс, шоумен Миша Галустян... Но из всех знаменитых сочинцев лично мне ближе Виталий Игнатенко. Во-первых, он родился всего на день раньше, чем я. Во вторых, и он, и я окончили школу №72 (правда, в разных городах). В-третьих, и он, и я любим один и тот же вид спорта - лаун-теннис. В-четвертых, и он, и я сидели в одном и том же кресле в редакции "Комсомольской правды" (в разное время). К сожалению, на этом похожие факты наших биографий заканчиваются. Причем решительным образом. К примеру, увлечение теннисом привело вашего покорного слугу всего лишь к травме колена. А Игнатенко, как эталон мужского телосложения, позировал скульптору Колобову, создавшему памятник Максиму Горькому. И не ваш покорный слуга, а Виталий Никитич был назначен гендиректором ИТАР-ТАСС, вице-премьером правительства РФ, руководителем пресс-службы президента Горбачева и, наконец, гендиректором "Общественного телевидения России". И всё же, всё же, всё же... Главным для меня остается тот факт, что мы окончили одну школу. Эта школа - "Комсомольская правда". Уроки этой школы позволяют и по сей день понимать друг друга с полуслова, ценить и в людях, и в жизни одно и то же. Я благодарен ему за многое. И в частности за то, что, не смотря на трудные времена, он продолжает быть талантливым медиатором форума "Петербургский диалог".
В Сочи - ноябрь. На заседание форума "Петербургский диалог" собрались его председатель - Виктор Зубков, руководитель рабочей группы СМИ форума Виталий Игнатенко, видные российские ученые, руководители СМИ, политики... Тема - "Что ожидать от 2024 года?".
Переписка в чате - вне сезона. Фото: Юрий Лепский
На этот нелегкий вопрос в своих обстоятельных докладах отвечали академик РАН Александр Дынкин, член-корреспондент РАН, директор Института Европы Алексей Громыко, первый заместитель председателя Комитета СФ по международным делам, блестящий китаист Андрей Денисов... Мое личное впечатление от услышанного таково.
В мире - ноябрь. Вероятно, на нашей планете существуют не только времена года, но и времена годов - масштабные исторические периоды осени и предзимья человечества. Их надо уметь пережить, так же, как мы переживаем первые заморозки, снегопады, гололед и метели. И хватило бы мудрости понять, что осень неизбежна.
Так же, как и весна.
До следующего лета... Фото: Юрий Лепский