«За свой успех надо бороться»: челябинцы встретились с известным театральным и кинорежиссёром Дмитрием Астраханом
В челябинском театре драмы - большие гастроли. Южноуральская сцена принимает знаменитую труппу «Школы современной пьесы». Вчера, 20 ноября, челябинцы смогли пообщаться с художественным руководителем московского театра Дмитрием Астраханом. О том, как прошла творческая встреча, рассказывает корреспондент ИА «Урал-пресс-информ». «Я Вам сейчас что-нибудь расскажу. Если станет скучно, включим видео», - так, улыбаясь, начал разговор с челябинским зрителем актёр и режиссёр Дмитрий Астрахан. За три часа беседы видео так и не включили. За считанные секунды расстояние между «столичным небожителем» и разнородной публикой сократилось до близости старых знакомых. Хотя что говорить – для людей старшего поколения Дмитрий Астрахан стал не то что «своим», а родным ещё в 90-х годах. Тогда россиянам нужна была сказка про их жизнь, простая, понятная, наивная и добрая сказка, обязательно вселяющая надежду. И этот запрос очень точно угадал Астрахан. Его картины «Ты у меня одна», «Все будет хорошо», «Перекресток», «Деточки», «Зал ожидания» заставляли людей плакать, смеяться и продолжать жить, не теряя веры в лучшее. Честно признаюсь, для меня, ребёнка 90-х, финальный эпизод из фильма «Всё будет хорошо» - это не кадр из киноленты, а как будто лично моё, настоящее воспоминание о том времени, комом подкатывающее к горлу. Это воспоминание имеет странное свойство – оно одновременно и светлое, и до разрыва аорты тоскливое. Как будто это не работяга Колька, а я говорю: «Не переживай, сестрёнка. Всё будет хорошо», - разворачиваюсь и ухожу по серой улочке провинциального, богом забытого городка. Театральная же публика в 80-90-е годы знала Дмитрия Ханановича с другой стороны – как художественного руководителя Свердловского ТЮЗа, а позже автора постановок в БДТ. Сейчас Дмитрий Астрахан является художественным руководителем московского театра «Школа современной пьесы», что не мешает ему ставить спектакли и в других театрах, в том числе в челябинском Театре драмы имени Наума Орлова. При этом сотрудничество с челябинскими артистами оказалось весьма плодотворным – в репертуаре уже две постановки столичного мастера сцены – «Леди на день» и «Доходное место» (А. Островский). И вот теперь новый виток творческих отношений: Челябинск принимает гастроли «Школы современной пьесы», возглавляемой Дмитрием Астраханом, а челябинцы впервые имеют возможность лично пообщаться с легендой. В пересказе этот разговор очень многое теряет. Всё дело в том, что Дмитрий Астрахан остаётся режиссёром и актёром всегда, даже когда просто делится воспоминаниями. Его истории из жизни – это мини-спектакли с завязкой, кульминацией и развязкой, характерными персонажами, юмором и моралью. Истории о поиске призвания, борьбе за успех, Георгии Товстоногом, новаторстве в театре и много другом. И вот лишь некоторые из них. «Я никогда не собирался быть режиссёром» Будучи молодым человеком, Дмитрий Астрахан серьёзно занимался математикой, плаваньем, а затем борьбой. Никакой речи о театре никогда не шло. Будущего режиссёра «занесла» на сцену любовь, но не к искусству, а к девушке, которая играла в самодеятельном театре. «Я болтался, а моя знакомая ходила в самодеятельность. И я пошёл посмотреть, что они там делают. Мы пришли, а она говорит: «Он пришёл поступать». Хотя я не собирался поступать. Я почитал. «Реквием» Ахматовой я знал – тогда по рукам ходил самиздат. И ушёл домой. Вечером она звонит мне и говорит: «Руководитель сказал, чтобы ты пришёл, если хочешь заниматься. Будешь играть главную роль». Я подумал: «Хороший человек! Сразу главная роль». Смех-смехом, но я пошёл и через полтора месяца играл главную роль». Одна «случайность» потянула за собой другую: на премьере в числе зрителей оказался главный режиссёр Кировского театра Роман Тихомиров, дочь которого занималась в этой студии. После показа он подозвал Дмитрия Астрахана и посоветовал ему поступать на режиссёрский. «Он сказал: «Ты играешь как режиссёр. Ты ещё ничего не соображаешь, потому что ты мальчишка, но ты играешь «правильно»». В общем, с его лёгкой руки я поверил в себя и пошёл на режиссуру. Это был случайный выбор, но он был счастливым. Вообще, как показывает мой жизненный опыт, надо ценить то место, где вас ценят. Надо любить то место, где вас любят. Потому что не всегда полюбят в другом», - делится своими мыслями худрук театра. «Режиссёр – это человек, который берёт текст другого человека, другого таланта и превращает его в зрелище» Учился Астрахан в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии в классе Александра Александровича Музиля. По словам Дмитрия Ханановича, там он понял самое главное – ставить нужно такой спектакль, после просмотра которого зритель точно будет понимать, про что он был. И в таком спектакле обязательно должны быть две-три хороших актёрских работы. Это и есть ремесло, которым должен владеть режиссёр, независимо от степени своего таланта. Понимание этого пришло не сразу. Сначала, по словам Астрахана, был страх из-за витавшего вокруг режиссуры какого-то мистического ореола: мол, успех в профессии зависит от того, снизойдет на тебя озарение или нет. А если результат твоего вдохновенного труда не оценит публика, то кем себя считать – непризнанным гением или неудачником? «Когда ты учишься математике, критерий простой – решил задачу или не решил. Когда ты борешься на ковре – либо положил на лопатки, либо нет. А тут где критерий, что хорошо, а что плохо? Одни говорят: «Овации зрительного зала». А другие нам говорят: «Нет, неважно, что зал не хлопает – публика не поняла, но это великий шедевр». У меня начало что-то смещаться в голове, я начал путаться: «Да как это может быть?». Это «на потребу публике», но пошло. А это не «на потребу», но никто не смотрит. Вы иногда посмотрите фильм Каннского фестиваля и уснёте. А будете смотреть «Терминатор» и не сможете уснуть, а «Терминатор» никогда не был на Каннском фестивале, не мог там быть по определению», - рассуждает Дмитрий Хананович. Позже Дмитрий Астрахан возьмёт на вооружение один простой критерий профессионализма – наличие чётко сформулированного замысла по формуле Георгия Товстоногова: во-первых, «если есть замысел, его можно изложить за три минуты», во-вторых, «замысел можно украсть» (в том смысле, что он настолько понятен, что его можно повторить с другими артистами). «За свой успех надо бороться» С именем Георгия Товстоногова в жизни Дмитрия Астрахана связан один важный урок. Суть этого урока проста: надо уметь извлекать из неудач возможности. Началось всё с постановки «Доходного места» А. Островского в Свердловском ТЮЗе. Спектакль отправили на всесоюзный фестиваль, где он произвёл большое впечатление. Несколько критиков взяли на себя смелость назвалть театральную работу свердловчан лучшей, при том что среди участников фестиваля были ведущие академические театры Советского Союза. Разразился скандал. И дело было не столько в задетом самолюбии творцов, сколько в том, что все премии уже поделили, и ТЮЗ в число получателей не входил. В адрес Астрахана полилась критика, на общей волне к ней присоединился и Георгий Товстоногов. Хотя мэтр советской режиссуры, по словам Дмитрия Астрахана, его работу не видел и свои вводы сделал с чужих слов. Так или иначе в книге «Зеркало сцены» Товстоногов пишет о молодом Астрахане как о примере поверхностной режиссуры. Дмитрий Хананович в это время служил на флоте, и новость, которая могла бы бесповоротно подорвать уверенность любого молодого режиссёра, он узнаёт из письма матери. «Мама пишет, что это очень печально. А я радуюсь! Говорю: «Мама, что ты расстраиваешься? Это здорово! У меня есть повод к нему прийти! Я понял, что у меня есть шанс», - продолжает Дмитрий Ханананович. Встречу с «великим и ужасным» Георгием Яковлевичем он проигрывает в уме, «режиссирует». И вот Дмитрий Астрахан, в белом болгарском пиджаке, является в кабинет человека, чьей благосклонности ищут толпы начинающих и опытных режиссёров. Разговор начинается без всяких экивоков. «Хочу поставить в БДТ спектакль», - нагло заявляет Астрахан. «Вы? У нас ставят лучшие режиссёры мира», - удивляется Георгий Яковлевич. «Тогда возьмите меня на стажировку», - не унимается молодой талант. «У нас ставят лучшие режиссёры мира», - повторяет мэтр. Беседа крутится по этому кругу до тех пор, пока наконец Товстоногов не произносит фразу: «Я не могу вам дать поставку, потому что я не видел ваших спектаклей». Это, по режиссёрскому замыслу Астрахана, было поворотным моментом. Он ещё раз переспрашивает, правильно ли он понял: - Вы должны сами увидеть мой спектакль? А иначе вы не даёте? - Да. - Но вы видели мой спектакль! Вы даже писали на него рецензию. - ???! Кульминация. Далее ещё идёт разговор о том, что он, Дмитрий Астрахан, не имеет претензии – «вас просто плохо информировали, но не беда, я пришёл к вам работать», излагает за три минуты свою концепцию «Доходного места», идёт дискуссия по поводу замысла пьесы… и, наконец, финал. «Надо взять парня», - бросает Товстоногов изумлённой девушке-секретарю. Так, «провал» обернулся успехом. «Боже, какой современный Островский!» К сожалению, постановки по пьесам Александра Островского часто опрометчиво относят в разряд «нафталинового театра». Отчасти потому, что не всем режиссёрам удаётся найти в них современность – то, что волнует зрителя сегодня. А она там есть, убеждён Дмитрий Астрахан. В доказательство он пересказывает свой диалог с одной девушкой-официанткой. Ну, как пересказывает. Играет, а мы наслаждаемся. Девушка работала в кафе, чтобы накопить на учёбу. А мечтала она о профессии… таможенника. - Вы действительно хотите быть таможенником? - Да. - Почему? - Ну, там же ммм… - Ммм? - Да. Ммм… - А! Ммм… - То есть вы готовитесь брать взятки? - Конечно. - А родители в курсе? - Конечно. - Боже, какой современный Островский! «Вроде бы смешно, а на самом деле страшно», - резюмирует Астрахан. На вопрос, знаком ли Дмитрий Астрахан как руководитель «Школы современной пьесы» с новой уральской драмой и как к ней относится, признался, что не очень хорошо её знает, хотя что-то читал. «Мы расширили спектр – стали ставить [«в Школе современной пьесы»] много классических произведений, хотя мы продолжаем искать новых авторов. Если у вас есть какие-то рекомендации, можете мне прислать», - ответил режиссёр. Новая, современная драма, как и «новые форы», кажется, мало вдохновляют Дмитрия Астрахана. Он убеждён, что сейчас главное новаторство состоит в том, чтобы делать что-то традиционное. Чем традиционнее, тем больше ты новатор. По его словам, зритель не хочет разгадывать ребусы, он хочет видеть понятные истории о простом и вечном: о том, что если любишь - скажи, чтобы не жалеть о недосказанном после; о том, возможно ли счастье в достатке, но без любви; о том, как очаровать молодого человека и т.д. И судя по полным залам, зритель с ним соглашается и идёт в театр за понятным и вечным.