Войти в почту

Андрей Максимов - о юбилее российской балерины Илзе Лиепы

Балерина должна лететь... А что ей еще остается? Ползти? Невозможное дело, даже когда жизнь пригибает. Просто шагать? А как же тогда преодолевать препятствия? Остается лететь, как бы это ни было трудно, а подчас просто невозможно.

Андрей Максимов - о юбилее российской балерины Илзе Лиепы
© Российская Газета

Через пару дней у одной из самых знаменитых российских балерин, Илзе Марисовны Лиепа, юбилей. Цифры озвучивать не хочу, потому что поверить в них невозможно, и вообще про даму говорим. Кто хочет, цифры сам легко узнает. Поверьте: они абсолютно круглые.

Юбилейные дни не для того придуманы, чтобы любопытствующие трендели: "Сколько ей лет? Правда? Да не может быть!" Вовсе не для этого! Юбилейные дни придуманы, чтобы сказать юбиляру хорошие слова.

Если Илзе Лиепа что-то делает, то только профессионально. Играет на сцене, пишет книги, преподает пилатес...

Когда Илзе закончила балетное училище, ее отцу, великому танцовщику ХХ века Марису Лиепе, предложили: "Вы хотите, чтобы ваша дочь танцевала в Большом? Прекрасно! Увольтесь из театра, на ваше место возьмем дочь".

Она начинала в кордебалете, как принято сейчас говорить, "зажигала" в характерных танцах, сольные партии ей не давали. И тогда Илзе решила устраивать свои собственные балетные творческие вечера, в которых будет танцевать то, что ей хочется. И она смогла. И у нее получилось. И она летала над сценой. Потому что танцовщица не имеет права ползать: балерина для нас, сидящих в зале и поглаживающих свои животы, эталон красоты, легкости и полета.

А потом была партия Графини в великом балете Ролана Пети "Пиковая дама" на музыку Шестой симфонии Чайковского. Графиня - Лиепа и Германн - Цискаридзе - это была совершенно необычная, ни на какие другие не похожая пара. Тот, кто видел, тот не забудет, а кто не видел, тому не расскажешь. Это были реальные и одновременно ирреальные люди. История про жизнь и в то же время про рок, судьбу. Это было по-балетному красиво и по-пушкински глубоко. Возникал какой-то иной уровень танца, если угодно, иной язык. Очень хорошие, виртуозные танцовщики по степени проживания и достоверности казались еще и драматическими артистами. Мистическая трагедия без слов под великую музыку... Мощно и незабываемо.

К тому времени у Илзе уже был немалый опыт работы в драматическом театре, и я счастлив, что во многом он связан с нашими совместными постановками. Трижды Илзе Лиепа играла в спектаклях, где я был и автором пьесы, и режиссером. Согласитесь, это круче, чем сходить в разведку.

А привел ее в драматический театр замечательный режиссер Владимир Иванов, поставивший пьесу Людмилы Разумовской "Ваша сестра и пленница". Прежде чем пригласить Илзе в свой спектакль, я решил посмотреть, как она играет. Первое же потрясение: замечательная балерина играет драму профессионально. Словно это не драматический дебют, а за плечами ее большой опыт драматической актрисы.

В ту пору я еще не знал: если Илзе что-то делает, то только профессионально. Играет на драматической сцене, пишет книги (в том числе сказки), преподает пилатес. Или по-настоящему, или никак... И это не то чтобы принцип, по-другому не умеет.

Наш первый спектакль - "Сон императрицы" в театре "Модернъ" (тогда он еще писался так, с твердым знаком). В моей пьесе Илзе предстояло сыграть императрицу Екатерину Великую. И вот первая репетиция. Замечательный актер Сергей Пинегин (ныне трудится в Театре имени Вахтангова), и она - звезда Большого театра. Сидим мы даже не в репзале, а в каком-то помещении, где рядом с нами висят костюмы. Холодно. Илзе укрывается платком, но молчит. Мы почти не знакомы, и я ожидаю, что вот-вот звезда балета начнет возмущаться...

Начала. Но совсем по неожиданному поводу. Репетиция длилась два с половиной часа (вполне нормально по меркам драмтеатра), и я сказал, что, мол, все, закончили... И вот тут Илзе возмутилась: "Как закончили? Мы же только начали!". Она же балетная, понял я. Привыкла работать до кровавых мозолей, до... пока не упадешь. Ей наши два с лишним часа - разогрев.

Потом мы сделали еще два спектакля в Театре Маяковского: "Рамки приличий" и "День рождения Синей Бороды". Оба по моим пьесам. "Синюю Бороду" я написал специально для нее. Мне очень хотелось, чтобы большую часть спектакля очаровательная Илзе играла... мужчину. И она это сделала виртуозно. Сыграла этого щеголя, молодого бойкого парня. А когда по сюжету она превращалась в красавицу, удивлялся не только Синяя Борода в виртуозном исполнении Сергея Рубеко, но и все зрители.

В юбилей мое главное пожелание: новых ролей. Будем ждать!

Навсегда запомнил "рецензию" на наш спектакль ее брата Андриса Лиепы: "Так смешно, что хочется плакать". Мы как раз про это и ставили.

Илзе Лиепа, да, балерина. Тут никаких особых доказательств не требуется. Но она, да, актриса. Она виртуозно умеет перевоплощаться. Издалека Илзе кажется несколько холодной, прибалтийской дамой. Из трех наших спектаклей два - комедии. Если бы вы знали, какой уморительно смешной она может быть! И хочет быть. Илзе не боится быть на сцене никакой, если необходимо для роли, она может превратиться в любую.

Сейчас Илзе организовывает вместе с братом вечера памяти своего отца, учит людей пилатесу, устраивает свои вечера... Наши внезапные встречи всегда радостны, но, в общем, наши пути разошлись.

И мне ужасно жалко, что народная артистка России почти ничего не играет на сцене и совсем редко снимается в кино. Жалко не столько ее - человек сам хозяин своей жизни - сколько нас, жителей.

Поэтому в юбилей мое главное пожелание: новых ролей. Будем ждать.