В центре "Эрмитаж-Сибирь" открывают имя учителя Белова и Щёкотова

Выставка "Самуил Фельдман. Учитель и ученики" знакомит с творчеством и судьбой живописца, преподававшего в знаменитом омском Худпроме. Художник, офицер, педагог, человек. Фигура Самуила Фельдмана широкой публике неизвестна, впереди идут имена его знаменитых учеников. О творчестве и непростой судьбе учителя Кондратия Белова, Константина Щёкотова, Евгении Пастуховой и Вячеслава Мариупольского рассказывают в центре "Эрмитаж-Сибирь" на выставке "Самуил Фельдман. Учитель и ученики" (0+). До настоящего времени о Фельдмане было известно немного, лишь краткие биографические сведения. Новый проект музея имени М. А. Врубеля не только выставочный, но и исследовательский. Чтобы восстановить картину жизни художника, куратор выставки Ирина Девятьярова проделала большую работу в архивах Омска, Петербурга и Москвы. Изданная к выставке книга фактически открывает имя Самуила Фельдмана в истории нашего города. - Это был человек культуры, он происходил из еврейской семьи, где прививались нравственные качества. И любовь к делу, и честность, и прямоту - всё это он старался привить и своим ученикам, - делится куратор выставки, главный научный сотрудник музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля Ирина Девятьярова. Ирина Девятьярова Самуилу Фельдману было суждено жить в эпоху больших потрясений и перемен. После окончания Одесского художественного училища он должен был продолжать обучение в Санкт-Петербурге, но грянул 1914 год, и вместо Императорской академии художеств молодой человек отправился на фронт. Воевал в белой армии, а после революции оказался в отряде Колчака и даже принимал участие в Великом Сибирском Ледяном походе. Путями Гражданской войны он окажется в Омске в 1920-м, будет творить, участвовать выставках и преподавать в легендарном Врубелевском Худпроме. В 37-м Фельдмана арестуют и приговорят к высшей мере наказания. В 1956-м за отсутствием состава преступления художник будет реабилитирован. - Человек родился в эпоху перемен, он жил на сломе. Фельдман попал в период двух войн - Первой Мировой, Гражданской, застал Революцию. Полный слом власти, полный передел всего. У человека уже взрослого и сложившегося должны были каким-то образом измениться взгляды на жизнь. Судьбы ломались в то время, - рассказывает Ирина Симонова, заместитель директора по научной деятельности музея имени М. А. Врубеля. Ирина Симонова Художник обращался к разным жанрам, писал много портретов. На выставке омичи впервые увидят портрет Абрама Пантофеля, бывшего тобольского кантониста, участвовавшего в строительстве Омского кадетского корпуса. Возможно, Самуил Яковлевич написал его в благодарность за то, что Пантофель приютил его в первое время пребывания в Омске. К слову, позднее Фельдман будет жить в еврейской слободке Казачьего форштадта в доме врача Шершевского, который расположен на нынешней улице Красных Зорь, 35. Справа от портрета Пантофеля видим полотно с изображением студентки Худпрома Павлы Горбуновой - сероглазой женщины с живым пытливым взглядом. А рядом - портрет юной пионерки. Это дочь художника, Элла. Отец изобразил её в мастерской среди картин и подрамников, бережно держащей в руках книгу. На другой картине омичи могут узнать выдающегося врача-педиатра, организатора детского здравоохранения в Омске Осипа Львовича Лурье. Художник стремился передавать не только внешнее сходство. За каждой работой - личность. Фельдман любил писать и природу. На выставке можно увидеть умиротворяющие пейзажи Казахстана и сделанные на улицах Омска пленэрные зарисовки. - Произведения Фельдмана отличаются богатой живописно-пластической трактовкой - то, что он заимствовал у больших мастеров в Одесской художественной школе. Это прежде всего Кириак Костанди, который прививал своим студентам любовь к импрессионизму. В одной из статей Самуил Фельдман пишет, что долгие годы импрессионизм для него был очень важен, и эти импрессионистические приёмы заметны в работах художника, - отмечает куратор Ирина Девятьярова. Находясь под постоянным контролем карательных органов, Самуил Фельдман транслировал собственные представления о красоте и искусстве и щедро передавал знания и опыт молодёжи. Более 60 работ художника и его учеников можно увидеть в центре "Эрмитаж-Сибирь" до 17 марта. Фото: Илья Петров

В центре "Эрмитаж-Сибирь" открывают имя учителя Белова и Щёкотова
© Омск Здесь