Без прикрас и без чернухи
В столице в течение трех месяцев проходит VIII фестиваль музыкальных театров России, организованный Ассоциацией музыкальных театров (президент Георгий Исаакян). Фестиваль имеет поддержку отечественного Минкульта и Президентского фонда культурных инициатив, благодаря чему его афиша – традиционно разнообразна. Не исключение и фестиваль этого года – помимо множества привозных спектаклей из регионов России, а также из Казахстана, Узбекистана и Киргизии, в его репертуаре множество московских спектаклей: в форуме традиционно участвуют все столичные музыкальные театры. Фото: ДМТЮА Один из участников-завсегдатаев "Видеть музыку" – Детский музыкальный театр юного актера под художественным руководством Александра Федорова: уникальный коллектив, где профессиональным творчеством занимаются наряду с профессиональными артистами дети и подростки, казалось бы, те, кто по определению – не профессионалы. Однако 35 лет существующий театр "заточен" именно на эту непростую работу, реализуя благородный девиз: "Дети-актеры – детям-зрителям!" Юных тут вовлекают в профессиональное творчество и достигают невероятных результатов: иной раз невозможно поверить, что на сцене не профессиональные артисты, а только лишь те, кто находятся на пути к достижению высокого уровня актерского мастерства! На фестиваль ДМТЮА на этот раз вынес свою совсем свежую работу – мюзикл Алексея Шелыгина "Республика ШКИД": произведение создано по одноименной знаменитой повести Г. Белых и Л. Пантелеева – в свое время книга была архипопулярна в Советском Союзе, позже ей добавила известности ленфильмовская кинокартина Геннадия Полоки с Сергеем Юрским в роли Викниксора. Мюзикл был задуман к столетию знаменитой Школы-коммуны имени Достоевского: либретто написал знаменитый поэт Лев Яковлев, а в постановочную команду Александра Федорова вошли музрук Алла Тарасова, сценограф Егор Федоров, художник по костюмам Елена Бочкова, хореограф Николай Андросов, дирижер Алексей Скипин и др. Фото: ДМТЮА Более тридцати лет, с перестройки, мы занимаемся переосмыслением советской эпохи – за эти годы появилось немало литературных произведений, кинокартин, спектаклей, так или иначе проливающих новый взгляд на то время: в большей или меньшей степени, но почти всегда этот взгляд отличен от того, как принято было показывать советскую действительность в недавнем прошлом. Большинство этих попыток оказались неудачными – художественно неталантливыми, плоскими и однобокими, некачественными с точки зрения исторической достоверности, а очень часто и идеологически ангажированными – только идеологический знак в них был изменен на прямо противоположный. Новая работа ДМТЮА ценна как раз тем, что авторы не ставили перед собой задачу "переосмысления", которое по факту зачастую оборачивается искажением оригинала: они попытались понять то непростое время и показать на сцене творение писателей-шкидовцев без отстранения, дистанции или сарказма, а напротив, очень искренне и максимально достоверно. Революционное время показано без прикрас, не сусально, но одновременно – без тени издевки, неуместного стеба. Современное прочтение материала при этом все равно присутствует – и этого невозможно избежать, поскольку мы – другие, совсем не те, что люди сто лет назад, да и Россия сегодня совсем иная: и по сравнению с революционным временем, и по сравнению с советской эпохой в целом. Но одно дело, когда современность снисходительно, почти брезгливо касается материала столетней давности, выискивая зачастую там смыслы, которых вовсе нет, и совсем другое, когда пытается понять, прочувствовать, оценить, соотнести с собой, найти и высветлить позитив, то, чему можно поучиться, понабраться опыта – например, у столь уникальной институции, какой была знаменитая ШКИД. Фото: ДМТЮА Современное звучание уже хотя бы в том, что это – музыкальный театр, что материал о брошенных детях, беспризорниках, обретших смысл жизни, получил воплощение в театре синтетического типа: мюзикл Шелыгина вбирает в себя городской фольклор революционного Петрограда, но подает его в современных жестких ритмах, хорошо понятных молодежной аудитории уже нашего времени. Динамичная партитура дает немало возможностей для постановки массовых сцен, их выразительного пластико-хореографического решения, с чем театр справляется блистательно – спектакль приобретает черты бродвейского шоу, в котором реализация роли массовки придает всему действу упругость и темпо-ритмическую структурированность. Перед началом фестивального спектакля Александр Львович во вступительном слове упомянул о том, что это "Республика ШКИД" - первый реалистический спектакль в истории театра, где сюжет и герои – не выдуманные фантазийные существа и миры, не сказка или притча, но самая настоящая быль, причем быль "лихого времени", которое само выковало и непростые, противоречивые, но яркие характеры героев, которое само создало и уникальную ситуацию, необычную и дерзкую, в которой рядовые качества человека преломляются совсем иначе, чем в обыденной мирной жизни, ситуацию, обостряющую многое до предела, и тем интересную. ДМТЮА великолепно справился с задачей реалистического спектакля: созданные образы выпуклы и правдивы, режиссеру удалось нарисовать острохарактерные типажи, одновременно подчеркнув в каждом из главных персонажей многослойность, наличие как темных, так и светлых сторон. И при этом не свести всю пьесу лишь к калейдоскопу приколов, занимательных курьезных случаев, но прочертить главную идею-линию, показывающую без прикрас будни и праздники такого сложного учреждения как ШКИД и одновременно утверждающую огромное воспитательное значение школы, ее поистине революционную роль, преобразующую "падших" созданий в полноценных членов общества, нацеленных на созидание, просвещение и прогресс. Замечательно найден и визуальный образ спектакля. Шесть контуров-абрисов знаменитых архитектурных шедевров Северной столицы, выступающих на фоне неспокойного петроградского неба – неба мрачного, сумрачного, мистического, упаднического, но одновременно и опаленного зарею новой жизни – дают ощущения панорамности и простора. Посередине же сцены – огромная дверь: она – словно портал между старой и новой жизнью обитателей ШКИД, это – словно их персональный фантастический шанс переродиться и отринуть все старое, неправильное, тягостное в их прошлой жизни. Фото: ДМТЮА В спектакле много актерских удач – как у взрослых профессиональных артистов, так и у юных актеров. Искреннее сочувствие и уважение вызывает интеллигент до мозга костей, кристально честный и правильный Викниксор в исполнении Дмитрия Пивоварова – центральный образ мюзикла. Среди "детских" персонажей, конечно же, запоминаются пронзительные Янкель Даниила Громыко, Артист Ивана Юшина или Ленька Егора Леонтьева, но не менее важны и ярко сделанные роли второго плана у Дмитрия Елохова (Цыган), Даниила Рахманкулова (Кузя), Матвея Мельникова (Мамочка) и др. Непростые вокальные задачи молодые артисты решают достойно, освоив музыкальную эстетику мюзикла, добиваясь интонационного соответствия решаемого в спектакле образа – их не слишком академически окультуренные голоса и манера исполнения гармоничны в истории о вчерашних хулиганах. Исполнение отличает хорошая координация с оркестром в яме, что является новацией для спектаклей ДМТЮА (большинство работ до сих пор шли и еще идут под минус) – хотелось бы более выверенного баланса между сценой и ямой и в целом более деликатного акустического контекста: в сравнительно небольшом зале театра перебор с децибелами отражается неблагоприятно как на восприятии пропеваемого артистами текста, так и на общем впечатлении от спектакля, иногда слишком соскальзывающего в эдакую дискотечную стихию. Новый мюзикл ДМТЮА рассказывает современной молодежной аудитории о далеких и зачастую малопонятных реалиях – и специфический революционный контекст Петрограда, и социальное целеполагание советской эпохи сегодня не всегда хорошо себе представляют уже и взрослые, не говоря уж о детях. Тем ценнее достижения спектакля – непонятное становится близким, а в особых условиях, в которых действуют герои "Республики ШКИД", вдруг, да и проглянет общечеловеческое, понятное и нам сегодняшним, узнаются черточки, характерные для детей и подростков любого времени и в любом обществе.