205-летие Ивана Тургенева: переосмысление образа писателя и его роли в социуме
На мероприятии собрались деятели искусства и сотрудники культурных центров — все они в той или иной степени специализируются на изучении биографии, творчества и исторической роли Ивана Сергеевича Тургенева, который был не только писателем, но и поэтом, драматургом и переводчиком. В рамках мероприятия участники конференции обсудили творческое наследие писателя, влияние его произведений на отечественную и мировую культуру, а также то, какие мероприятия подготовили к этой дате и какие художественные замыслы Тургенева воплощаются сейчас в современном кино и театре. Первое слово предоставили директору Государственного мемориального и природного заповедника Тургенева "Спасское-Лутовиново" Сергею Ступину. Он рассказал участникам конференции и зрителям о выставке "Наброски на полях", которая открылась в музее-заповеднике в канун празднования 205-летия со дня рождения писателя. На ней об Иване Сергеевиче Тургеневе расскажут как о рисовальщике и мастере художественно-психологического портрета. Писатель создавал много шаржей, в том числе и на себя. В рамках выставки пройдёт своеобразный мастер-класс, где посетители сами смогут изобразить либо Ивана Сергеевича, либо кого-то из присутствующих. Шаржи и рисунки И. С. Тургенева, 1837. Фото: turgenev.org.ru Кроме того, Сергей Ступин рассказал о нескольких проектах, которые помогут популяризировать творчество и личность Ивана Тургенева в современной культуре: уже готовится выпуск книги с произведениями писателя, иллюстрированную российскими и французскими детьми. Книга будет издана на русском и французском языках благодаря переводу произведений Тургенева сотрудниками Исследовательского центра имени Тургенева в университете бельгийского города Монс. Также среди проектов музея-заповедника в Спасском-Лутовиново планируется постановка иммерсивного спектакля с героями произведений Тургенева, в котором в качестве актёров примут участие сотрудники заповедника и их дети. Далее слово передали Дмитрию Баку , директору Государственного музея истории российской литературы имени Владимира Даля. Он как литературовед осветил роль Тургенева в русской и европейской культуре. Тургенев — посредник между Россией и Европой в сфере литературы. До Тургенева в 30-е годы XIX века количество людей, которые в Европе говорили по-русски, можно было "на двух руках пересчитать". Все дворяне говорили на европейских языках, а то, что у русских есть какая-то литература, — об этом не знал никто. После Тургенева появляется книга Мельхиора де Вогюэ "Русский роман", которая выдерживает 20 изданий, и именно благодаря Тургеневу Европа узнала про русскую литературу. Тургенев, по словам Дмитрия Бака, был "домашним русским": он обедал в Флобером, дружил с Мопассаном, с Альфонсом Доде, с Гонкурами — он жил и в Париже, и в Германии, он был понятен европейцам. Впрочем, буквально через 10-20 лет Тургенев перестал быть для Европы послом русской культуры — ими стали Толстой и Достоевский. Иван Тургенев и Полина Виардо. Фото: radiovan.fm По мнению директора музея, личность и творчество Тургенева нуждается в переосмыслении и новом конструировании. В советское время Тургенева подстраивали под революционера, прогрессиста: Базаров, Инсаров — но это не совсем так, как мы сейчас видим. Тургенев не консерватор, не революционер — он либерал, в прямом и исконном значении этого слова. Как говорит его герой Базаров, всё зиждется на личности. Тургенев — западник и либерал, поэтому в этом своём значении он нуждается в новом открытии. Преподавательский опыт показывает отметил Дмитрий Бак, что 19-й век для современных молодых людей стал 17-м веком. Ситуации, темы, обычаи XIX века — это необыкновенно далёкое дело для нынешней молодёжи. Для популяризации писателя нужно перестать повторять школьникам и студентам, что Тургенев великий, глубокий, гениальный, а надо спрашивать — почему он гениален? Третьим спикером пресс-конференции стала профессор Кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ Ирина Беляева. Она продолжила мысль предыдущего оратора и рассказала о том, как современная публика относится к Ивану Тургеневу. По словам Беляевой, классическая литература, как её определял Юрий Михайлович Лотман, "от Пушкина до Чехова", в какой-то момент стала вызывать меньший интерес, чем литература 20-го века, или даже литература, которая входит в современный литпроцесс. Но сейчас, по мнению филолога, маятник качнулся в сторону 19-го, а то и даже 18-го века. Возможно, в какой-то степени это даже дань моде, но в любом случае это хорошо. Юлий Айхенвальд, русский литературный критик. Фото: Википедия Современная публика воспринимает Ивана Тургенева через призму стереотипов, которые сложились вокруг его личности в дискурсе школьной программы. Однако эти стереотипы появились довольно давно, ещё во время литературного критика Юлия Айхенвальда. Это было начало 20-го века, и тогда культура прошлого века осмыслялась как свершившаяся, состоявшаяся, и её нужно было как-то пережить в себе. И вот Айхенвальд писал, что Тургенев не глубок, что он ему напоминает туриста, который всюду ходит, везде заглядывает, но подолгу нигде не задерживается, любовь его искусственна, а когда не знает, как поступить со своим героем, он очень часто его просто убивает, так, как это было с Базаровым или с Инсаровым. По мнению Айхенвальда, Тургенев беллетрист, он не касается эсхатологических вопросов. Поэтому он предлагает оставить Тургенева "светлой юности", но дальше идти с этим писателем по жизни нельзя. Подразумевалось, что дальше нужно брать того же Достоевского или Толстого. И, действительно, этот стереотип очень сильный. После Ирины Беляевой выступил директор Государственного музея Пушкина Евгений Богатырёв, который поведал зрителям о Музее Тургенева, открытого на основе Музея Пушкина на Остоженке 5 лет назад, в 200-летний юбилей со дня рождения Ивана Сергеевича. Музей к сегодняшней дате подготовил довольно интересную выставку, которая состоит из экспонатов из истории кинематографа, посвященных Тургеневу. Эта выставка будет интересна как обычным посетителям, так и в особенности искусствоведам и историкам культуры и искусства. Также Евгений рассказывал о новых открытых пространствах, посвящённых Тургеневу, которые планируются на территории музея. Музей Тургенева на Остоженке. Фото: riamo.ru Следующей на пресс-конференции выступила Татьяна Юденкова, заведующая Отделом живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи. В её выступлении раскрывалась роль Тургенева в живописи. В частности, последовал большой рассказ о создании знаменитого портрета писателя, который находится на постоянной экспозиции в Третьяковской галерее. Портрет авторства Репина несколько раз переписывался. Первый вариант портрета был удачным, выражением лица Тургенева были довольны как Репин, так и Тургенев. Но вмешалась Полина Виардо, божественная фея, по словам Репина. По её воспоминаниям, первый вариант портрета напоминал лицо "старого развратника". И тогда Репин, по настоятельной просьбе Ивана Сергеевича, обращается к другому холсту, меняет поворот головы и многое другое. Но второй вариант портрета не задался. Тургенев много раз ходил к Репину позировать, а Репин искренне пытался исполнить этот портрет. Когда полотно было закончено и прибыло в Москву, Третьяков очень долго не отвечал Репину, не давал своей оценки и своего понимания этого портрета. Репин говорил, что ему было тяжело смириться с "грехом", содеянным им при переписывании этого портрета. Фигура Тургенева была сложной, неоднозначной и трудной для написания. Портрет Ивана Сергеевича Тургенева. Государственная Третьяковская галерея Последним спикером стал Глеб Подгородинский — народный артист России, режиссёр-постановщик спектакля "Месяц в деревне" на сцене Малого театра. По словам Подгородинского, он сталкивался с Тургеневым только в школьной и университетской программе — на сцене и в театральном деле он никогда не имел дела с творчеством писателя, больше ему знакомы произведения Островского, Достоевского, Чехова. Поэтому для режиссёра это был новый и очень интересный опыт. Создавать и репетировать спектакль режиссёр с актёрами начал в пандемию коронавируса, поэтому она прошла для него незаметно — он даже сравнил это с периодом, когда Тургенева сослали в его имение, где тот тоже занимался творчеством, охотой и другими делами, не замечая времени. Для артиста было удивлением, что современники Тургенева и сам писатель говорили, что пьеса не для сцены, что она "не пойдёт", хотя актёры Малого театра с удовольствием играют её. На пресс-конференции упомянули, что ближайшая дата исполнения спектакля Подгородинского "Месяц в деревне" — 28 ноября. Спектакль "Месяц в деревне". Фото: Малый театр Завершилась пресс-конференция благодарностями в адрес великого писателя, а также деятелям искусства, которые занимаются творчеством и биографией Ивана Тургенева. Ведущая от агентства ТАСС поблагодарила участников и гостей пресс-конференции и ещё раз поздравила всех с памятной датой 205-летия со дня рождения писателя.