Пушкинский и Эрмитаж показывают "Испанскую коллекцию" картин
Выставка "Испанская коллекция" продолжает серию совместных экспозиций ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. Публика сможет увидеть картины знаменитых художников, когда-то входивших в одно собрание.
Ранее серию совместных выставок столичного и петербургского музеев открыли проекты, посвященные знаменитым московским коллекционерам братьям Щукиным и Ивану и Михаилу Морозовым - поклонникам западного искусства. Там были показаны произведения рубежа ХIХ-ХХ веков, представленные как единое целое. Сюжет "соединения" был важен, поскольку те собрания были разделены между Пушкинским и Эрмитажем после уничтожения Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) в 1948 году.
Нынешний проект решает сходные задачи. Это история тоже про воссоединение когда-то единой великолепной коллекции, на этот раз - не московской, а петербургской, не частной, а императорского Эрмитажа. Поэтому встреча "разлученных" в 1930-м году парных картин Бартоломе Эстебана Мурильо "Мальчик с собакой" и "Девочка с корзиной фруктов", а также парных "Натюрморта с поставцом" и "Натюрморта с часами" Антонио де Переда-и-Сальгадо тут выглядит знаковой.
Другая встреча - с "Портретом папы Иннокентия Х" Веласкеса, проданным советским правительством Эндрю Меллону в ходе эрмитажных распродаж, возможна только в виртуальном пространстве. Но одну работу Веласкеса из Эрмитажа все же можно увидеть сейчас в Москве. Небольшой "Портрет графа-герцога де Оливареса", фаворита короля Филиппа IV, одного из самых могущественных людей Испании начала XVII века - жемчужина выставки. Рядом - портрет того же де Оливареса в полный рост, который во многом повторяет раннюю картину Веласкеса (сейчас - в собрании Испанского общества в Нью-Йорке), но написан почти на полвека позже Хуаном Карреньо де Миранда. Хочется, конечно, сказать: "Почувствуйте разницу". Но мы, обычные зрители, чувствуем лишь равносильную школу Веласкеса.
Слово "коллекция" - ключевое в названии. Коллекция испанского искусства Эрмитажа собиралась со времен Екатерины II. В 1779 году императрица приобретает собрание Роберта Уолпоса, где среди 204 работ было семь полотен испанских мастеров. Дени Дидро купил для нее "Отдых на пути в Египет" Мурильо, а князь Дмитрий Голицын - упоминавшиеся парные портреты детей кисти того же мастера. Во время наполеоновского вторжения в Испанию в 1808 году художественные коллекции страны вывозились во Францию. Отличную коллекцию сумел собрать в это тяжелое время амстердамский банкир Уильям Кузвельт. Всю испанскую часть его собрания - 84 картины XVI-XVII веков - приобрел Александр I, посетивший его галерею в 1814 году инкогнито.
Вторую крупную покупку сделал уже его брат Николай I в 1834 году. Тогда испанский посланник в России Паэс де ла Кадена, задолжав большую сумму, предложил царю купить свою коллекцию. Плюс русские посланники в Испании тоже умели ценить живопись: Дмитрий Татищев завещал все свое испанское собрание Эрмитажу. "Ангел-хранитель" де Переды-и-Сальгадо и "Благовещение" Антолинеса, приехавшие в Москву, родом как раз из его коллекции. Ну, и хранители Эрмитажа тоже работали неплохо: Федор Бруни на распродаже собрания французского маршала Сульта после его смерти купил для музея чудесные вещи. Среди них - "Христос и Иоанн Креститель в детстве". Мурильо, который любил и умел писать детские жанровые сцены, и этому религиозному сюжету сумел придать теплоту и интимность почти домашнюю.
После революции в Эрмитаж поступали работы из частных собраний. Ну, а потом наступило время, когда уже из Эрмитажа десятки произведений передавали в картинные галереи Хабаровска, Ростова-на-Дону, Краснодара, Алупки, Баку, Одессы, Еревана, Тбилиси… Несколько первоклассных работ отдали и в Москву, в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Так что эта выставка - попытка напомнить о приключениях испанцев в России.
Второй сюжет выставки тесно связан с первым. Он про "открытие", осознание того факта, что в музеях России находится одна из самых полных (за пределами Испании, разумеется) коллекций испанского искусства нового времени, от Ренессанса до импрессионизма, от Эль Греко до Пабло Пикассо.
К слову, финальная точка проекта - встреча двух картин "Святого Иоанна Крестителя" Эль Греко и полотна Пикассо "голубого периода" "Старый еврей с мальчиком" - тоже привет и Сергею Ивановичу Щукину, открывшему Москве кубизм и новое имя эпатирующего испанца, и общему проекту Эрмитажа и Пушкинского о братьях Щукиных. Впрочем, правда и то, что сближенье картин Эль Греко и Пикассо не назовешь "странным". Еще Кеннет Кларк в эссе об одной из работ Эль Греко заметил, что "абстрактная субструктура, от которой зависит в конечном счете "сила" любой картины, имеет здесь больше общего с Пикассо 1911 года, чем с ренессансной традицией". Так что это сближение мистического образа "критского мастера" и печальных земных странников Пикассо делает финал открытым, распахнутым и в искусство, и в трагедии ХХ века.
Эта встреча напоминает и о том, что Испания времен ее "золотого века" была еще тем плавильным котлом. "Золотой век" был и буквально золотым после открытия Америки в 1492 году. Но ни потоки золота, которое везли через океан, ни безразмерная империя наследника "католических королей" Карла V, в которой никогда не заходило солнце, не принесли счастья. 500 лет реконкисты, когда христиане вытесняли мавров с полуострова, безумие инквизиции, сжигавшей еретиков тысячами, кровь и слезы создали определили не только особую интонацию испанского искусства, сурового и утонченного. В этой точке встречи цивилизаций, арабской, европейской, иудейской переплавлялись традиции и стили. Здесь рядом оказывались мавританский стиль, восточные орнаменты и традиции итальянской и нидерландской живописи, искусство керамики и выделки кожи, которой славилась Кордова, и народная деревянная скульптура, в которой жила "душа народа". "Испанская коллекция" открывает этот мир, мистический, полный экспрессии и страстей.