Танцы разума и безумия
Олег Ивенко представил двухактную, полную версию балетного триллера "Личности Миллигана" от Эльмира Низамова и Олега Габышева
Главным событием шестого фестиваля современной хореографии #StagePlatforma стал балет, представленный в одноактной форме в прошлом году — триллер "Личности Миллигана" по мотивам реальной истории человека с диагнозом "множественная личность". У уроженца Майами-Бич их насчитали 24, в Казани балет танцевали пятеро.
Балет, похожий на кино
Напомним, что в прошлом году до премьеры балет "Личности Миллигана" стал темой для публикаций, поскольку в сети его требовали запретить. Удивительно, как люди могут судить о спектакле, даже не читая либретто. Художественный руководитель фестиваля Олег Ивенко и его коллеги постановку показали (повысив возрастное ограничение до 18+) и не возвращались к ней до этого года. В 2023-м показали и второй акт балета.
Фестиваль состоял из премьеры балета и образовательной программы с мастер-классами (в них из Казани участвовали давние знакомые Ивенко — Ильдар Алекбаев и Марсель и Мария Нуриевы) и лекциями, например: "История современного танца: пути поиска" сотрудника ИЯЛИ Луизы Петровой.
Но единственным массовым событием был балет. Либретто написал хореограф Олег Габышев, ведущий солист театра балета имени Бориса Эйфмана, который после разговора с Ивенко предложил тему спектакля и через несколько дней прислал текст на два акта. Из моноспектакля балет превратился в историю с несколькими персонажами. Это не первая подобная работа Габышева, к примеру, он придумал и поставил "Метель" по мотивам повести Пушкина.
Как указал Эльмир Низамов (поскольку он композитор, его именем произведение подписано в первую очередь), Ивенко поставил ему задачу — создать балет, похожий на кино. Низамов известен не просто как самый востребованный композитор республики, но и как многожанровый автор, пишущий все — от авангарда до попсы. В постановке о множестве личностей этот его талант был очень к месту: Низамов выдавал эмбиент, танго, бродвейский мюзикл, IDM, ориентируясь на видение Габышева. Лейтмотив, связанный с терзаниями главного героя, напоминает работы голливудского стахановца Элмера Бернстайна ("Аэроплан", "Охотники за привидениями", "Великолепная семерка"). А сцена драки вызывает в памяти мелодии Эннио Морриконе.
Их было пятеро
В первом акте Миллиган сидит дома, танцует (звучит музыка один-в-один как из блэксплотейшн-боевиков), испытывает скейтборд, его мучит отчим (Антон Полодюк), когда юноша хочет прекратить свои мучения, начинают возникать его субличности. Это, во-первых, изящная Аделана (Ксения Шевцова/Дина Андронова) — во сне Билли видит, как отчим к ней пристает (все описано нейтрально). Во-вторых, нагловатый Ален (Георги Смилевски-младший). В-третьих, ребенок Дэйв (Александра Елагина). И, наконец, силач в борцовском трико Рейнджер (Вагнер Корвальо). Также мелькают, как в презентации, другие личности. Никто из них не кажется отвратительным человеком. И вместе они одолевают отчима.
Во втором акте Миллиган находится в психиатрической больнице, не понимая, что натворил, а в голову к нему пытается влезть доктор (Аманда Гомес/Олеся Пичугина). Субличности обвиняют во всем самого Билли. В последнюю минуту сюжет выдает неожиданный поворот, о котором мы не будем говорить.
Поскольку все-таки, возможно, "Личности..." покажут в театре еще раз. Хочется верить, что в цитадели классических постановок будет хотя бы одна близкая к современной. Низамов уже был молодым композитором, который смог увидеть здесь свою работу — мюзикл "Алтын Казан". Эта постановка непостижимым образом стала фестивалем "Үзгәреш җиле". Но то была масштабная, длинная постановка с большим количеством приглашенных из Москвы музыкантов и танцоров.
Уильям Миллиган родился в Майами-Бич. В конце 1970-х годов его обвинили в нескольких ограблениях и трех изнасилованиях, но признали невменяемым, адвокаты настаивали, что преступления совершили две из его альтернативных личностей. Его поместили в клинику, откуда он вышел в 1988-м. Умер в 2014-м. О Миллигане писали книги, по мотивам его жизни снят сериал "Переполненная комната", хотя там героя зовут Дэнни Салливан.
Спектакль как вызов
Авторы объясняют смысл постановки в программке. Мол, все мы немного Миллиганы, в каждом из нас живет множество личностей, каждый из нас уязвим, а защищать надо того, кто слабее. А ведь как трудно быть самим собой!
В первую очередь, однако, этот спектакль — испытание для авторов. Низамов никогда не писал музыку для балета. Габышев никогда не придумывал настолько длинную историю. Ивенко удалось показать это на родной сцене оперного. Ведущие актеры балетных трупп танцуют контемпорари!
Разумеется, тут есть шероховатости. Иногда хореография явно полностью идет "от головы", от чего в движениях чувствуешь напряжение, особенно когда дуэты превращаются в череду поддержек. Иногда ждешь от танцора большей музыкальности, к примеру, при "презентации" Алена.
Художник-постановщик и автор костюмов Елисей Шепелев одел героев в комфортную, простую, но визуально заметную одежду. Из декораций отметим диван, в котором иногда "пропадают" герои, стены комнаты и психушки с использованием видеографии, бесконечный телефонный провод, телевизор, из которого вылезает тот же Ален.
При этом каких-то режиссерских решений хочется увидеть больше. Это в первую очередь именно современный балет, но ведь раскрыть тему безумия и незащищенности можно, используя и приемы из драматического театра. Второй акт сложнее понять без текста либретто: Аманда Гомес то ли отыгрывает внимательного врача, то ли сама балуется лекарствами, а "раскрытие" преступления затмевается энергичным групповым номером.
"Личности Миллигана" длятся один час и 40 минут (если не считать получасовой антракт). В нем много эффектной музыки и чувственных па. Герои, если и не сходят с ума, то талантливо на это намекают. В спектакле играют в основном восемь актеров: из Татарского театра оперы и балета и Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, декорации достаточно компактны. Несмотря на прошлогодние протесты, выискивать в нем что-то скандальное бесполезное: самые проблемные ситуации затуманены, участвующие балерины танцуют за женщину, мальчика и врача, а уровень безумия не достигает красной отметки. Такая постановка дает возможность классическим танцорам исследовать свои возможности в области современной хореографии и дальше.