Крепостные, коза и индийская дева
"Гримёр" - премьера 2022 года коллектива Нового Театра, получившего просторный особняк Салтыковых-Чертковых на Мясницкой в частичное пользование всего чуть более года назад. Состояние архитектурного наследия, куда захаживали в своё время Пушкин, Толстой, Циолковский, Дзержинский, было непрезентабельным. Строительные работы и репетиции премьеры шли одновременно, вдохновляя и артистов, и рабочих. Заданные исторические декорации предоставляли огромный полёт фантазии для придумщиков будущей постановки, но и диктовали свои пространственные условия развитию сквозной драматургии. Творческий вызов был принят постановочной командой, и спектакль вписался в историзм усадьбы. Выбор сюжета из жизни крепостных актёров домашнего театра Графа К. срифмовался с иммерсивным жанром спектакля-путешествия в готовой сценографии, не вызвав сопротивления архитектурного материала. Режиссёр Эдуард Бояков при участии Валентина Клементьева, художник Алиса Меликова, художник по свету Сергей Васильев, музыкальные продюсеры Василий Поспелов, Андрей Березин, хореографы Ольга Щербакова, Алёна Гуменная выбрали классицистскую простоту разыгрываемого действа. Хитро спланированные и хронометрически чётко выполненные передвижения четырёх групп зрителей от локации к локации, где предлагались новые повороты сюжета, были идеально скоординированы всеми участниками спектакля. Разновекторные маршруты не пересекались во внутренних лабиринтах и не нарушали последовательность сюжетной линий для каждой группы. Мистическое впечатление бесконечных комнат, залов, лестниц и помещений, которыми запутывали гостей спектакля, создавало интригу. Публика следовала роскошными залами - Натюрмортный, Каминный (по проекту Врубеля), Колонный, арабская Курительная, парадная лестница (архитектор Шехтель) - переходила в людские, обиталище крепостных. Зрителей провели по низким подвалам графских служб, даже в мертвецкую, где лежал труп. Артисты изображали кухарок, прачек, конюхов за своими занятиями под заунывные песни крепостных крестьян (солистка Таисия Краснопевцева). В загоне с живыми курами стояла коза, жующая сено. Иммерсивный формат позволял желающим даже гладить животное. Абсолютно незаметно для зрителей артисты перемещались, возникая в нужном месте и необходимой мизансцене. Вишенкой на торте виртуозной логистики оказался зрительский гардероб, волшебно обнаруженный по окончании спектакля в совершенно другом месте, чтобы не попадался на пути театрального действа. Иммерсивный вояж для публики завершался в зале домашнего театра, где сошлись четыре маршрута. Все разместились в креслах, согласно купленным билетам. Интермедия из индийской жизни, как игровой приём театра в театре, внесла яркий контраст в происходящее до этого момента. Граф К. (Василий Слюсаренко) ожидал визита самого государя, который подумывал о военной кампании в Индию. Стены зала украшали большие головы гипсовых слонов. "Прекрасная Саконтала", эффектный вокально-танцевальный эпизод "стёба" над индийскими кинофильмами, был исполнен артистами весьма лихо. Всё выглядела забавно и экзотично. Развязка истории любви графского гримёра (Сергей Гребенников) и крепостной актрисы Любы-Саконталы (Дарья Дуженкова), сбежавших от Графа-деспота, вернула драматическую тональность истории бесправных влюблённых. Но финал спектакля наполнен позитивом, направленным на грядущее величие русского театра, основателем которого стал крепостной актёр Михаил Щепкин. Актёрским украшением спектакля стала Евдокия Германова (мадемуазель Софи, жена священника). Сценическая харизма, темперамент и широчайшая амплитуда выразительных средств актрисы доминировали на сцене. Юлия Волкова (Луиза, Дросида) создала запоминающиеся образы. Команда Нового Театра, гордясь своим приютом комедиантов - великолепным особняком Салтыковых-Чертковых, по окончании зрелища пригласила интересующихся на экскурсию по истории усадьбы. Один из персонажей спектакля, мадемуазель Софи, сыграла ещё один моно-спектакль, рассказывая о всех перипетиях судьбы этого исторического места, его хозяевах. Блистательная Евдокия Германова, ученица Олега Табакова, артистично и с юмором разыграла театр одного актёра, указывая на архитектурную эклектику убранства усадебных пространств. Оликбез`енных гостей в завершении экскурсии хозяева ещё и чаем напоили из двух самоваров, угостили сушками, пряниками. Сытые и довольные гости разъехались по своим московским усадьбам. Приятное ощущение присутствия разного рода русских традиций - театральных, музейных, гостеприимства, чаепития - во время визита в Новый театр грело сердце.