Итальянцы в Москве вручили Пушкинскую премию: Пора продолжать строить то, что мы строили долгие годы
Второй год итальянская Международная Пушкинская премия вручается в Москве, а не в Риме, как это было прежде. И снова в весьма символичном месте. Если в прошлый раз позолоченную медаль с профилем Пушкина российские и итальянские режиссеры, переводчики и артисты получали на фоне бронзовой "Тайной вечери" в галерее Зураба Церетели, что создавало метафору общения, которое нельзя прервать, то нынче местом действия был выбран зал скульптур Микеланджело в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Соотечественники итальянского гения начали собираться задолго до начала торжественной церемонии, надо знать итальянцев, чтобы понимать - если они куда-то приходят вовремя, значит для них это действительно важно. Пока гипсовые Мадонны, Младенцы и Моисей вслушивались в родную речь своего создателя, этажом ниже, в Итальянском дворике, появился подтянутый высокий мужчина в белом пальто. Остановившись под статуей Давида, он долго смотрел по сторонам - казалось, что не верил своим глазам. "Впервые здесь?" - спрашиваю гостя. "Впервые в Москве!". Это тот самый итальянский адвокат Лео Мария Галати, который в прошлом году организовал в Риме и Милане манифестации против политики отмены русской культуры. "Мы прямо на площади устроили русский бал! - улыбается он, - И, слава богу, многие общественники и журналисты стали защищать русскую культуру". А какова ситуация сегодня? "Это уже прошедшее кино, все переключились на Ближний Восток, может быть, сейчас самое время восстанавливать наши связи и продолжать дальше строить то, что мы строили долгие годы". Про гуманитарные стройки Галати знает как никто, он представляет в итальянском парламенте ассоциацию "Друзья великой России", это они придумали Международную Пушкинскую премию, и это они дают бал не только на площадях, но и в центре Рима, 13 января каждого года.
Лауреатов в этом году семь, в разных номинациях - от режиссуры до научных трудов. Главные герои рассказывали, как любят Италию и что вообще-то русско-итальянской дружбе сотни и сотни лет. "Первой познакомила Россию с итальянской культурой бабушка Ивана Грозного София Палеолог, это она привезла с собой архитекторов, художников и скульпторов", - образовывал репортеров дипломат и переводчик Леонид Попов. "Мы тоже много дали Италии, я там выступал с 1968 года, это там меня назвали Богом танца, - говорил великий Владимир Васильев, - а в Сан Карло я поставил свой знаменитый балет "Анюта", это была идея самих итальянцев".
Еще один человек привлек внимание прессы своим стильным костюмом и галстуком в белый горошек - наверное, видный политик, подумали журналисты, но ошиблись. Это итальянский поэт и учредитель ассоциации "Друзья великой России" Паоло Драгонетти Де Торрес Рутили: "Я полюбил Россию, когда в мои руки случайно попала книжка Пушкина, причем благодаря Александру Сергеевичу я увидел не только Москву или Петербург, а всю страну. Я скажу больше - благодаря Пушкину я решил сам стать поэтом". Напомним, что премию получали режиссер Андрей Кончаловский, художники Зураб Церетели и Наталья Царькова, переводчик Евгений Солонович, славистка Александра Карбоне… Десятки имен, за каждым из которых свой мост между двумя странами.
На церемонии в этом году первым на сцену пригласили Владимира Васильева. Легенду русского балета поощрили не только за то, что он так много танцевал и ставил в Италии, но и за его картины и стихи, которые вдохновлены Венецией. Оказывается, он пишет стихи, причем многие родились в Риме.
"Когда меня спрашивают, какой мой любимый город, я отвечаю: Рим, - признался Васильев, - это не просто колыбель искусств, это сердце всемирного искусства во всех его проявлениях".
А еще в Риме у маэстро много друзей, столько, "сколько нет в других зарубежных городах мира".
"Я никуда не уехал из России, не уезжал и не собираюсь, потому что здесь я нахожусь среди друзей, которых не могу бросить. Березки, речки, поля мы могли приобрести в Италии, в Америке. Но друзья - это самое главное в жизни. И если римские друзья - мое счастье, то московские - вся моя жизнь. Для меня это высокая награда, потому что она освещена именем Александра Сергеевича, а он для меня непостижимая высота. К тому же быть в такой компании лауреатов высочайшая честь, ведь любая премия ценна тем, кто ее дает и тем, кто ее получает. Надеюсь, я никого не подвел!".
О Риме много говорил и другой лауреат - режиссер Владимир Хотиненко, в итальянской столице он снимал эпизоды для своего "Достоевского", а также документальный сериал "Паломничество в Вечный город" - первый совместный кинопроект Ватикана и Русской Православной Церкви. А еще режиссера с Италией связывает Эннио Морриконе. "Гете сказал как-то: тот, кто видел Италию и в особенности Рим, уже больше никогда не будет до конца несчастлив, я бы еще добавил в этот список тех, кто поработал с Морриконе. Он написал музыку для моего фильма "72 метра", - напомнил Хотиненко под аплодисменты зала.
Ярким получился эпизод с вручением премии певице и актрисе Елене Камбуровой. Награду ей присудили за спектакль памяти Тонино Гуэрры, который вот уже три года идет на сцене Театра музыки и поэзии. Неожиданно для всех премию вышла вручать вдова сценариста и поэта Лора Гуэрра. "Елена как-то приехала в Италию на Новый год и увидела, как люди жгли костры на площадях и танцевали, и так родился этот спектакль. Камбурова, на мой взгляд, сделала невозможное - она на сцене Тонино Гуэрра".
Марта Валери - еще один лауреат - влюбляет Италию в Михаила Зощенко, активно его переводит, у Орнеллы Дискачати из Университета Бергамо круг своих еще шире - Платонов, Бунин, Шолохов. Профессору русской литературы, увы, награду не вручили - она не смогла приехать. Кстати, традиционный Большой Русский бал в Риме будет посвящен именно Александру Сергеевичу. Как рассказала соучредитель "Друзей Великой России", а также главный организатор и хозяйка этого московского вечера Юлия Базарова: "Мы постараемся сделать бал незабываемым, как постарались сделать громким событием премию. Зачем? Чтобы нас услышали в других странах и вспомнили, что дружба культур не терпит пауз".
Лауреатами Пятой Пушкинской премии также стали директор Государственного музея А. С. Пушкина Евгений Богатырев, историк-искусствовед Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Ирина Захарова.
А завершалась церемония с того же, с чего начиналась. С музыки. На сцену вышел иеромонах Фотий (Мочалов), тот самый, который выиграл "Голос". Он тоже поклонник Пушкина, "Евгения Онегина". Арию Ленского монах как раз и подарил всем, а также на итальянском "Никогда не будет конца". Так, в технике бельканто, был построен еще один мост крепкой и красивой дружбы.