В Волгограде открылась выставка иллюстрации к 140-летию Алексея Толстого

Музей им. Машкова тематической выставкой отмечает 140-летие Алексея Николаевича Толстого – знаменитого русского и советского писателя, «красного графа» из рода Толстых, лауреата трех Сталинских премий I степени. В его литературном багаже множество произведений, знакомых многим со школьной скамьи: фантастические и исторические романы, повести, стихи, пьесы. Но обычно знакомство с писателем начинается со сказочной повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

В Волгограде открылась выставка иллюстрации к 140-летию Алексея Толстого
© Волгоградская правда

Книга мастеров

Произведение по сей день считается классикой детской литературы, оно выдержало множество переизданий. Основу выставки составил комплект из 51 рисунка к «Золотому ключику» в технике акварель, тушь, перо, созданного волгоградским графиком и живописцем Нинель Дмитриевной Пироговой для Нижне-Волжского книжного издательства в 1972 году. В 1970–1980-е годы Нинель Пирогова много работала в иллюстрации детских книг, издававшихся в Волгограде. Ее графические листы занимают значительное место в фонде музея, посвященном волгоградской графике. Этим в первую очередь объясняется численное превосходство ее произведений на выставке.

– Помню, как мое издательство предоставило мне рукопись. И мне захотелось осовременить внешний вид персонажей, но при этом сохранить исторические традиции. Самым главным было найти типаж папы Буратино. Я одела его по моде Италии, добавив детали к куклам. Все наряды – это чисто моя фантазия. Я нигде это не подсматривала, – рассказала Нинель Пирогова.

Книги Нинель переиздавались уже три раза. На ее иллюстрациях выросло несколько поколений детей, которые пытались перерисовывать работы мастера. 

– Мамы передают книгу с рисунками своим детям. «Золотой ключик», «Аладдин и волшебная лампа», а также «Былины» готовы переиздаваться, – рассказала художница.

– Нина Дмитриевна подарила нам свои работы, что очень ценно для музея. Стоит отметить, что на выставке находятся не все картины, еще множество рисунков хранятся в фонде музея. Это не репродукции и не копии, а самые настоящие оригиналы, – отметила заместитель директора музея им. Машкова Ольга Малкова.

Литература и не только

Однако не менее важно, что история веселого деревянного человечка сошла со страниц книги и нашла отклик в кино, мультфильмах, музыкальных и театральных постановках. Театральную тему на выставке поддержали плакат Владислава Эдуардовича Коваля к спектаклю «Золотой ключик» (Театр юного зрителя, г. Волгоград, 1982) и эскиз декораций Нины Ивановны Гапоновой к одноименному балету (театр «Русский балет», г. Москва, 1997).

– Произведения Нинель Пироговой занимают важное место в наших фондах и в истории волгоградской графики. По произведению Алексея Толстого поставлены книги и спектакли. И на выставке мы поддержали театральную тему эскизом декорации к балету Ники Гапоновой и плакатом к спектаклю Владислава Коваля, – сказала научный сотрудник музея, куратор выставки Анастасия Доброквашина. – Детскую книгу невозможно представить без картинок, а потому работа писателя и художника – это плодотворный союз. «Золотой ключик» – знаковая книга для Волгограда и для всех детей.

Вместе с работами Нинель Пироговой в пространстве одной экспозиции они формируют сказочный мир, где есть место говорящим куклам и волшебным заклинаниям: «Крекс. Фекс. Пекс!» 

– Больше всего мне запомнились иллюстрации Мальвины. Это мой любимый персонаж, она добрая, всем помогает. Меня это произведение научило тому, что нужно друг друга поддерживать, добиваться целей. И очень здорово, что на выставке можно лично пообщаться с художницей, – поделилась юная посетительница Вика Гузенко.

– Отрадно, что в нашем городе живут люди, которые его прославляют. Нинель Пирогова – это эпоха. Смотреть ее работы – это прикасаться к прекрасному. Это детство. У меня дома есть книга с этими иллюстрациями, ее читали и я, и моя дочь, – добавила ее мама Оксана Савосина.