В Волгограде открылась выставка иллюстрации к 140-летию Алексея Толстого
Музей им. Машкова тематической выставкой отмечает 140-летие Алексея Николаевича Толстого – знаменитого русского и советского писателя, «красного графа» из рода Толстых, лауреата трех Сталинских премий I степени. В его литературном багаже множество произведений, знакомых многим со школьной скамьи: фантастические и исторические романы, повести, стихи, пьесы. Но обычно знакомство с писателем начинается со сказочной повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Книга мастеров
Произведение по сей день считается классикой детской литературы, оно выдержало множество переизданий. Основу выставки составил комплект из 51 рисунка к «Золотому ключику» в технике акварель, тушь, перо, созданного волгоградским графиком и живописцем Нинель Дмитриевной Пироговой для Нижне-Волжского книжного издательства в 1972 году. В 1970–1980-е годы Нинель Пирогова много работала в иллюстрации детских книг, издававшихся в Волгограде. Ее графические листы занимают значительное место в фонде музея, посвященном волгоградской графике. Этим в первую очередь объясняется численное превосходство ее произведений на выставке.
– Помню, как мое издательство предоставило мне рукопись. И мне захотелось осовременить внешний вид персонажей, но при этом сохранить исторические традиции. Самым главным было найти типаж папы Буратино. Я одела его по моде Италии, добавив детали к куклам. Все наряды – это чисто моя фантазия. Я нигде это не подсматривала, – рассказала Нинель Пирогова.
Книги Нинель переиздавались уже три раза. На ее иллюстрациях выросло несколько поколений детей, которые пытались перерисовывать работы мастера.
– Мамы передают книгу с рисунками своим детям. «Золотой ключик», «Аладдин и волшебная лампа», а также «Былины» готовы переиздаваться, – рассказала художница.
– Нина Дмитриевна подарила нам свои работы, что очень ценно для музея. Стоит отметить, что на выставке находятся не все картины, еще множество рисунков хранятся в фонде музея. Это не репродукции и не копии, а самые настоящие оригиналы, – отметила заместитель директора музея им. Машкова Ольга Малкова.
Литература и не только
Однако не менее важно, что история веселого деревянного человечка сошла со страниц книги и нашла отклик в кино, мультфильмах, музыкальных и театральных постановках. Театральную тему на выставке поддержали плакат Владислава Эдуардовича Коваля к спектаклю «Золотой ключик» (Театр юного зрителя, г. Волгоград, 1982) и эскиз декораций Нины Ивановны Гапоновой к одноименному балету (театр «Русский балет», г. Москва, 1997).
– Произведения Нинель Пироговой занимают важное место в наших фондах и в истории волгоградской графики. По произведению Алексея Толстого поставлены книги и спектакли. И на выставке мы поддержали театральную тему эскизом декорации к балету Ники Гапоновой и плакатом к спектаклю Владислава Коваля, – сказала научный сотрудник музея, куратор выставки Анастасия Доброквашина. – Детскую книгу невозможно представить без картинок, а потому работа писателя и художника – это плодотворный союз. «Золотой ключик» – знаковая книга для Волгограда и для всех детей.
Вместе с работами Нинель Пироговой в пространстве одной экспозиции они формируют сказочный мир, где есть место говорящим куклам и волшебным заклинаниям: «Крекс. Фекс. Пекс!»
– Больше всего мне запомнились иллюстрации Мальвины. Это мой любимый персонаж, она добрая, всем помогает. Меня это произведение научило тому, что нужно друг друга поддерживать, добиваться целей. И очень здорово, что на выставке можно лично пообщаться с художницей, – поделилась юная посетительница Вика Гузенко.
– Отрадно, что в нашем городе живут люди, которые его прославляют. Нинель Пирогова – это эпоха. Смотреть ее работы – это прикасаться к прекрасному. Это детство. У меня дома есть книга с этими иллюстрациями, ее читали и я, и моя дочь, – добавила ее мама Оксана Савосина.