В Буинске строят мемориальный комплекс на месте древних могил
В Буинске в древней части татарского кладбища возрастом более 500 лет завершают строительство мемориального комплекса. На территории погоста силами и на средствами благотворителей облагораживают могилы известных религиозных деятелей, имамов и меценатов. К реализации проекта приступили после того, как местный историк Рашид Амишов обнаружил здесь могильные камни многих известных исторических личностей — всего около 200 гробниц. Власти района инициативу поддержали, скоро здесь появятся информационные стенды с биографиями упокоенных общественных деятелей. Во сколько обойдется строительство комплекса и что еще предстоит сделать — подробности в материале "Реального времени".
"Мы и сами не ожидали найти столько могильных камней"
Древние могильные камни на татарском кладбище в центре Буинска были обнаружены в 2017 году. Всего выявили около 200 таких мест захоронений. Первым их нашел известный буинский историк, краевед Рашид Амишов.

По оценкам историков, Буинскому татарскому кладбищу более 500 лет. Здесь уцелели могильные камни многих ведущих мусульманских ученых, просветителей, видных религиозных деятелей. Среди них Габделвахид бин Габдурахман аль-Буави (1808—1852) — известный религиозный деятель, ученый-богослов, ишан. Или Мухаммадаминов Габденнасыр Мухаммадаминович(1816—1886) — ученый-богослов, просветитель, ишан. Шариф бай — Муллин Мухамматшарип Губайдуллович (1821—1905) — меценат, купец 2-й гильдии города Буинска. Хасанов Нургали Хасанович (1852—1919) — известный в Среднем Поволжье религиозный деятель, ученый-богослов, ишан, просветитель.

"Родилась идея создать полноценный мемориальный комплекс"
Кандидат исторических наук, краевед, старший научный сотрудник Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений КФУ Рашид Амишов создал проект будущего мемориального комплекса древних захоронений. Инициатива нашла отклик у многих людей как в самом Буинском районе, так и по всей республике.
— Сразу после обнаружения древних могильных камней родилась идея сохранить их и создать полноценный мемориальный комплекс. Оградить старую часть кладбища, чтобы там больше не хоронили людей, и сохранить надгробия. Повесить таблички, сделать изгородь, проложить тротуар и в целом благоустроить территорию. Мы вышли с этим предложением к главе района, пригласили ученых, снова исследовали все эти могильные камни и внесли их в картотеку. Так был создан проект мемориального комплекса, он ждал реализации 5 лет. Для этого требовались большие финансовые вложения, — рассказал историк.

Дело сдвинулось с мертвой точки в 2022 году, когда в Буинске прошла большая международная конференция.
— Приехал муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, в конференции принял участие глава Буинского района Ранис Камартдинов. Они осмотрели территорию и приняли решение запустить этот проект. Он финансируется на средства благотворителей. Самым первым помог президент ЗАО "Данафлекс" Айрат Баширов, он выделил больше 1 млн рублей на строительство фундамента. Затем глава района помог найти спонсоров на строительство изгороди. Внутреннее благоустройство сделано за счет пожертвований других неравнодушных людей, — рассказал ученый.

По подсчетам специалистов, создание мемориального комплекса и благоустройство территории обойдется примерно в 4—5 млн рублей. Работы стартовали летом 2023 года. Был залит фундамент изгороди площадью 40 на 40 метров.
— Огородить мемориальный комплекс мы решили не просто металлическим забором, а натуральным камнем. Эти работы начали выполнять в августе текущего года. Затем подняли двухметровую стену из камня. Сейчас ищем финансирование, чтобы продолжить работу: положить брусчатку и установить ворота и информационные стенды, проложить 120 метров асфальтированной дороги, высадить 120 туй. Кроме того, чтобы могильные камни оставались устойчивыми, их необходимо установить в специальные кирпичные тумбы. Для этих целей тоже ищем деньги, — рассказал краевед.
Ранее кураторы проекта рассчитывали завершить стройку к весне 2024 года, теперь же оставшиеся работы на 1,5 млн рублей планируют закончить уже до конца этого года.
Во времена Волжской Булгарии на территории Буинска располагалось небольшое селение, а позднее, в период Казанского ханства, оно превратилось в небольшой город. В 1552 году город был сожжен Иваном Грозным во время завоевания Казани, позже его заново отстроили. Татарское мусульманское кладбище в Буинске, предположительно, имеет историю длиной более чем в 500 лет. Но хорошо сохранились могильные камни периода конца XVIII и начала XX веков. Эти надгробные камни представляют собой произведения татарского искусства на камне, большая часть которых связана с именами известных мастеров, каллиграфов Хасана Валидовича Валидова и Гаривзяна Хасановича Валидова (Гарифҗан Буави). Их работы по камню имеют большую ценность в истории культуры татар. Об этом говорится в исследовании историка Рашида Амишова.

Ученый отмечает, что в дореволюционный период такие надгробные камни устанавливали только знатным и состоятельным людям. К примеру, стоимость одного камня можно было сравнить с ценой лошади, а более богатые надгробные камни могли обойтись в стоимость нескольких лошадей.
"В большинстве населенных пунктов, к сожалению, таких древних надгробных камней сохранилось очень мало. К примеру, в 1930-х годах в д. Нурлаты Буинского района председателем колхоза все намогильные камни использовались под фундаменты фермы", — сетует краевед.
Посещение могил является традицией у многих народов, как дань уважения предков. По исламским канонам, у мусульманских народов принято часто посещать кладбища для вознесения поминальных молитв поусопшим, переоценке ценностей жизни, анализа своих деяний и подготовке к будущей жизни в ином мире, отметил историк.