Оперу "Моцарт и Сальери" завершает "Реквием" Антонио Сальери
Премьерные показы оперы прошли в выходные дни 28 и 29 октября. 27 октября состоялась генеральная репетиция спектакля, совмещенная с пресс-подходом. Её посетил "Ревизор.ru". Общаясь с журналистами, художественный руководитель Рязанского музыкального театра Марина Чернышова напомнила, что коллектив не в первый раз обращается к жанру оперы. На его сцене с успехом шли музыкальные спектакли "Кармен", "Демон", "Евгений Онегин". К 200-летию со дня рождения А.Н. Островского театр поставил четвертую оперу в своем репертуаре – музыкальный спектакль "Снегурочка" по пьесе-сказке Островского и на музыку Н.А. Римского-Корсакова. И вот полку опер ещё прибыло. Марина Чернышова. - Идея поставить оперу Римского-Корсакова Р-К "Моцарт и Сальери" принадлежит Владимиру Лютикову, который не только солист нашего театра, но и руководитель АНО "Опера", - рассказала худрук. - В этом году Рязанскому музыкальному театру исполнилось 19 лет. Следующий год для нас юбилейный, очень ответственный. Начиная 20-й сезон, мы решили организовать творческую оперную лабораторию, где наши солисты могли бы себя проявить не только как артисты, но и как продюсеры, режиссеры или музыкальные руководители, привнести что-то новое в свою деятельность. Творческая лаборатория создана впервые, и ее работа открывается постановкой "Моцарта и Сальери". Этот материал взят потому, что он очень хорошо раскладывается насолистов – тенора Владимира Лютикова и приглашенного солиста, баритона Алексея Свиридова, который работает в Рязанской филармонии. Режиссер-постановщик оперы – солист музыкального театра Сергей Гайдей. Владимир Лютиков, в свою очередь, пояснил, что АНО музыкально-театральное объединение "Опера" было создано в апреле 2023 года в целях поддержки оперного искусства в Рязани: чтобы участвовать в проектах федерального масштаба, делать оперные вечера и спектакли и подавать рязанские проекты на всероссийские гранты. Участие в федеральных проектах у АНО "Опера" еще впереди, но Лютиков по линии правительства Рязанской области был куратором фестиваля "Русская опера" , который прошел в июле этого года в Рязани. Тот масштабный фестиваль имеет косвенное отношение к "рождению" оперы "Моцарт и Сальери". Владимир Лютиков. - Спектакль этот мы с Алексеем Свиридовым хотели поставить еще четыре года назад, анонсировали эти планы на Форуме древних городов в 2019 году. А недавно в Рязани прошел первый фестиваль "Русская опера". В его продолжение мы решили не останавливаться и сделать постановку гениального композитора Римского-Корсакова по пьесе Пушкина, – пошутил Владимир Лютиков. По его словам, опера "Моцарт и Сальери" была выбрана как произведение достаточно камерное, не требующее большого количества солистов. Распределение ролей между артистами произошло естественно: Моцарта поет тенор Владимир Лютиков, Сальери – баритон Алексей Свиридов. Лауреат международных конкурсов, солист Рязанской областной филармонии Алексей Свиридов отметил, что в процессе подготовки спектакля испытывал определенные сложности, в том числе и вокального свойства. Несмотря на то, что композитор прописал партию Сальери для баритона, в русской оперной традиции ее исполняют, как правило, басы, начиная с Шаляпина и Пироговых. Эта партия осложнена низкими нотами. Исполнитель успешно справился с вокалом. И обратил очень существенное внимание на создание актерски убедительного образа Сальери. Алексей Свиридов. - Сальери – это серьезная роль, налагающая большую ответственность, – признался артист. – В процессе работы приходилось обращаться к первоисточникам, перечитывать пьесу Пушкина. Мне была интересна психология человека, который совершает убийство. Это ведь неординарная ситуация. Чтобы ответить для себя на этот вопрос, заново перечитал "Преступление и наказание" Достоевского: как Раскольников пришел к замыслу и его осуществил. По жанру "Моцарт и Сальери" – это психологическая драма, требующая создания цельного образа злодея. И вот это напряжение надо держать на протяжении всего действия, ведь Сальери не уходит со сцены целый час. Кстати, с именем и образом Антонио Сальери связаны целых два "сюрприза", которые команда постановщиков приготовила для публики. Об одном из них подробно рассказал дирижер Рязанского музыкального театра Сергей Кисс, музыкальный руководитель спектакля: - По формату нашего спектакля изначально задумывалось, что надо увеличить эту историю. Традиционно "Моцарт иСальери" идет на сцене в связке с еще какой-либо одноактной оперой. Но для рязанского зрителя такая подача была бы сложна. Для создания полноценного одноактного спектакля надо было принять концепцию, при которой спектакль, идущий 42-45 минут, шел бы более часа. Задача режиссера – наполнить спектакль событиями. Задача дирижера – наполнить его музыкой. Таким образом, в спектакль, положенный на музыку Римского-Корсакова, оказались вплетены мелодии обоих участников драмы гения и злодейства: Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери. Сергей Кисс не скрыл, что найти партитуры Сальери было сложно. Его композиции редко исполняют. Отчасти дело в скверной репутации, что сложилась у этого музыканта, отчасти – в качествах его сочинений, относительно которых дирижер высказался так: Сергей Кисс - Сегодня, когда есть очень много выдающейся музыки, мы понимаем, что музыка Сальери хороша, но были вершины, такие как Моцарт или Бах, а рядом с ними были музыканты, которые подготовили для них почву, но не создали таких произведений, которые могли бы звучать каждый день из каждого радиоприемника – и не приедаться. Поэтому музыка Сальери малоизвестная. Но дирижер и музыканты подошли к задаче со всей ответственностью и с помощью Сети и специализированных нотных библиотек нашли несколько партитур Сальери, которые и были использованы в постановке. Это, к примеру, та самая увертюра Сальери "Тарар", которую упоминает Моцарт в стихах Пушкина. И "Реквием" его же сочинения, который, хоть и заслужил меньшую славу, чем моцартовский, но сам по себе красив и имеет большое значение для концепции спектакля, придуманной его создателями. "Реквием" Сальери звучит ближе к началу действа – и он же завершает его. Антонио Сальери. - Для нашего оркестра эта работа была достаточно сложной и не самой привычной, - отметил Сергей Кисс. – Мы чаще работаем в ином жанре. Для оркестра "Моцарт и Сальери" стал ступенью, на которую надо было подняться, и коллектив это с честью выполнил. Работали мы в сжатые сроки. Месяц на подготовку – даже для оркестра, который постоянно работает в специфике оперы, это мало времени, для нас этот срок был дважды сжатым. К тому же в нашем театре не три состава оркестра, а всего один, так что работа потребовала усилий от коллектива. В силу специфики нашего театра какие-то вещи нам пришлось переоркестровать под численные возможности нашего коллектива, но так, чтобы не пострадала музыка, звучание, заданное автором. По мнению дирижера, опера должна быть интересна любым кругам слушателей. Человек непосвященный оценит ее на уровне истории и драматизма. А подготовленный зритель, обладающий музыкальной культурой, как надеются музыканты, не только насладится редко исполняемыми сочинениями, но и прикоснется к разгадыванию смыслов, которые зашифрованы создателями: почему звучат именно эти произведения Моцарта и Сальери, почему именно в этих местах, как это объясняется сюжетной канвой. Сергей Гайдей. И, наконец, режиссер спектакля, лауреат международных конкурсов Сергей Гайдей, преподнес зрителям и прессе самый главный сюрприз. Его проект, в отличие от хрестоматийной пьесы Пушкина, вовсе не так однозначно трактует тему виновности Сальери. Режиссер отталкивался от того, что 18 мая 1997 года главный подозреваемый по делу об убийстве в 1791 году композитора Вольфганга Амадея Моцарта, капельмейстер австрийского императорского двора Антонио Сальери, был оправдан миланским судом с формулировкой"за отсутствием состава преступления". Маэстро реабилитировали спустя 205 лет после "злодеяния". Заметим, убийство Моцарта не было доказано и в то время, когда еще было достоянием не истории, а современности. О причастности Сальери к безвременной кончине Моцарта больше ходили слухи, чем существовало точное знание. Но известные в Италии адвокаты Джованни Арно и Джулиано Спадзалина том судебном процессе вели защиту Сальери, подойдя к делу дотошно, и неопровержимо доказали отсутствие в его действиях злого умысла и связи с тем, что гений покинул наш бренный мир. Поэтому финал, как это ни парадоксально, сделан открытым. Публике предоставляется возможность самим, на основе увиденного, сделать вывод о том, как кончится история, и кто в ней более "негативен". "Хор обвинителей". - Вы уже знаете, что мы спектакль увеличили по времени, но невозможно было увеличить его только за счет одной музыки, – рассказал Сергей Гайдей. – Поэтому мы сделали дополнения в либретто. Стихи для этих эпизодов написали два автора – я сам и солист музыкального театра Антон Свиркин в стилистике Пушкина. В остальном спектакле остался авторский пушкинский текст. Для Сергея Гайдея "Моцарт и Сальери" – не первая оперная постановка. Первую свою оперу он поставил в 19 лет, еще учась в музыкальном училище города Дмитрова. Это была опера "Алеко" Рахманинова, где постановщик пел партию молодого цыгана. Для фестиваля "Русская опера" в Рязани Гайдей в опере "Алеко" ставил все массовые сцены, как и в опере "Хованщина". Но из серьезных постановок он называет "Моцарта…" своим дебютом. Режиссер считает, что ему очень помогло то, что он много лет служил солистом оперы Большого театра и пел партию Моцарта в этой же опере, когда ее ставили такие маститые режиссеры, как Борис Покровский или Александр Масленников. Однако в собственном проекте Гайдей решил не исполнять ни одну из ролей. Предпочел быть только режиссёром спектакля, который со стороны видит всю картину происходящего – и привносит в неё элементы нового прочтения. Сальери и Пушкин. Было бы просто неблагодарно по отношению к команде создателей спектакля выдать в этой статье все секреты оперы, вместо того, чтобы предоставить зрителям возможность увидеть их собственными глазами. Но еще без одного "спойлера" обойтись не получится. В спектакль режиссер… добавил образ самого Пушкина, который в начале трагедии встречается с Сальери и узнает из первых уст о его соперничестве с Моцартом. Авторы спектакля допустили, что Пушкин и Сальери встречались, ведь они жили в одно время (Сальери скончался в 1825 году). Перед премьерой постановщик волновался: как примет аудитория все их фантазийные дополнения?.. Сергей Гайдей сам против радикального прочтения и осовременивания классики. Он считает, что классические пьесы должны идти на сцене в классических форматах, а для экспериментов есть много хороших оперы современных ныне живущих авторов. Но с другой стороны, совсем без творческих экспериментов нельзя. Бесконечное "повторение пройденного" приводит к рутине, к стагнации. Думается, с этим согласился бы не только блестящий мастер импровизации Моцарт, но и "трудяга" Сальери. Вольфганг Амадей Моцарт