Все идет к генплану: каким должен стать новый градостроительный проект развития Великого Новгорода

Зачем Великому Новгороду новый генплан Великому Новгороду необходим новый генеральный план, так как нынешний представляет собой советский вариант с некоторыми изменениями, считает новгородский губернатор Андрей Никитин. «Город должен сохранить свои положительные качества. Поэтому нужно обсуждать многие аспекты − например, ограничение высотности строительства, вид парковок в жилых районах и прочее. Это все влияет на качество жизни. И если в генплане будет отображено современное представление о комфортной среде, то ни один застройщик его изменить не сможет», − сказал глава региона. Нынешний же генплан, по его словам, позволил застройщикам создавать огромные многоэтажные районы, из которых «невозможно выехать». В исторической части города, заметил Никитин, появляются «сомнительные здания из стекла и бетона». После заявления губернатора новгородцы сразу стали обсуждать идею создания нового генплана. Например, горожанин Алексей Наумов согласен с тем, что «город нуждается в грамотном и продуманном редевелопменте существующих территорий». «Связность дорожной сети низкая, связность пешеходной сети тоже очень плохая. Качество проектов жилой застройки не отвечает современным представлениям об удобстве и комфорте», – отмечает новгородец. Однако жительница Ксения Икренникова призналась, что «за последние два года не возникло ощущения, что до какого-то места неудобно или долго добираться, что чего-то не хватает». «Уже сейчас городская сеть более-менее органично выстраивается и до всего рукой подать», – говорит Икренникова. Опрошенные «ФедералПресс» эксперты и депутаты заявили, что новый генплан должен включать в себя новые решения по следующим направлениям развития города: принципы застройки новых районов; архитектурный стиль; планировка новых дорог и транспортных развязок; выделенные полосы для общественного транспорта. Далее разберем их предложения подробнее. Какие принципы должны быть заложены в новый генплан Генплан должен подчеркивать историю города, культурное наследие, замечает урбанист Даниил Воронин. При этом городу нужно вводить современные урбанистические решения. «Это развитие общественного транспорта, велодвижения – в Великом Новгороде можно прекрасно использовать СИМы как основное средство передвижения. Также развитие общественных пространств и акцент на сбалансированной среднеэтажной застройке», – считает он. Принимать новый генплан, согласно закону, будет городская дума нынешнего созыва. Один из ее депутатов Алексей Митюнов заявляет, что «нужно соблюсти паритет между новыми веяниями в архитектуре, новых способах планировки с историческим прошлым». Его коллега по парламенту, председатель комиссии думы Великого Новгорода по архитектуре, градостроительству и земельным вопросам Ольга Калпинская подчеркивает, что центральную часть города, где сосредоточено большое количество памятников архитектуры, необходимо защитить от «бездумной застройки». При этом вокруг жилых микрорайонов должен формироваться «экологический каркас», дополненный системой умного города. «В генплане необходимо предусмотреть большое количество зеленых зон: скверов, парков, бульваров, чтобы город дышал. И соотношение новой застройки с ними должно быть гармоничным. Общественные пространства при этом должны быть максимально инклюзивными», – говорит Калпинская. При этом развивать нужно не только районы, но и центр Новгорода, считает архитектор-урбанист Светлана Пудина. «Там есть много пустых пятен старых заводов, просто пустырей. Многих пугает «уплотнение застройки», но на самом деле при грамотном подходе можно улучшить городскую среду, а не ползти городом вширь. Но тут, конечно, нужно очень аккуратно работать», – подчеркивает она. Какая застройка нужна Великому Новгороду Если подробнее останавливаться на отображении застройки города в новом генплане, то Новгороду стоит уходить от строительства устаревших «муравейников», считает депутат Митюнов. Среди горожан, по его словам, растет спрос на индивидуальное строительство. «Но территорий под него в самом Новгороде почти не осталось. Поэтому генплан должен учитывать агломерацию с Новгородским районом. Многие пограничные между муниципалитетами районы уже застраиваются частными домами. И эту тенденцию нужно учитывать», – говорит Митюнов. Новый генплан, по мнению депутата Калпинской, должен включать решение проблемы огромных парковок во дворах, которые сейчас поглощают там почти все пространство, отнимая его у жителей. «Город должен перестать расти безликими микрорайонами. Каждый раз, гуляя по ним, грущу даже не от плохой архитектуры, а от банального непродумывания планировки территории в перспективе. Рядом могут стоять многоэтажки разной высотности и непонятные торговые центры. И никто не продумывает перспективы улиц, визуальное раскрытие, доминанты и акценты – то, что мы можем наблюдать, гуляя по старым улицам», – говорит урбанист Светлана Пудина. Однако, по ее словам, эта проблема типична для многих городов России. Новгород здесь не исключение. Как новый генплан должен решать транспортные проблемы Транспортный трафик в городе в последние годы серьезно вырос – и новый генплан должен это учитывать, отмечает независимый транспортный эксперт Михаил Бурцев. Ведь, по его словам, серьезного развития дорожной инфраструктуры практически не производилось – почти всегда все ограничивалось ремонтом дорог. «Этого недостаточно. Нужно проектировать новые транспортные артерии, чтобы сократить количество пробок, в которые жители встают утром и вечером», – говорит эксперт. Бурцев подчеркивает, что в нынешнем генплане крайне не хватает комплексных пересадочных транспортных узлов для того, чтобы сформировать правильные потоки транспорта. Также необходимо разрабатывать новые маршруты, строить радиальные или диаметральные дороги, которые будут идти либо внутри районов, либо сквозь весь город – что позволит строить транспортные коридоры. «Стоит уделить внимание развитию электротранспорта. Сейчас троллейбусная сеть Новгорода находится в ужасающем состоянии, хотя при ее правильном моделировании можно сделать этот вид транспорта достаточно эффективным. Также городу нужны выделенные полосы для общественного транспорта», – подчеркивает Михаил Бурцев. По его словам, можно развивать направление троллейбусов с увеличенным автономным ходом, чтобы они могли ездить на участках без сетей – по сути, выполнять функции автобуса. Депутат Алексей Митюнов же заявляет, что внедрить новые виды транспорта будет практически невозможно. «Поэтому, скорее всего, продолжим развивать автобусное сообщение, модернизировать транспортный парк, прорабатывать маршрутную сеть», – говорит Митюнов. Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин отмечает, что сейчас власти могут применять механизмы, которые позволяют просчитать нагрузки на транспортную систему. Это касается не только уже созданных районов города, но и тех, которые появятся в будущем. Это, по словам эксперта, будет полезно при застройке за сложившейся городской чертой. Ведь жители сопредельного со стройкой района оказываются заложниками ситуации – потому что весь поток идет через них. «Такого быть не должно. Поэтому все изменения в зонировании должны учитывать удобство как для жителей как новых территорий, так и уже построенных кварталов», – говорит Валдин. Конечно, перед разработкой и одобрением нового генерального плана пройдет еще много общественных обсуждений. Ведь это большой и сложный документ. Как отметил губернатор Никитин, работать над его созданием нужно уже сейчас – а не после 2030 года, когда через Новгород построят высокоскоростную ж/д магистраль из Москвы в Петербург. «Поэтому за 2024 год новгородцам надо подумать о том, каким мы хотим видеть наш город в будущем», − подчеркнул губернатор. Фото: ФедералПресс / Кирилл Конторщиков, Матвей Николаев

Все идет к генплану: каким должен стать новый градостроительный проект развития Великого Новгорода
© РИА "ФедералПресс"