Международный конкурс Юрия Григоровича "Молодой балет мира" завершился в Сочи

Русский балет продолжает осмыслять себя, в том числе через профессиональные конкурсы, имеющие более чем полувековую историю. Она началась в болгарской Варне (1964), была блистательно продолжена в Москве (1969) и охватила многие страны на разных континентах. "Молодой балет мира", основанный Юрием Григоровичем в 2006 г. относится к сравнительно новым начинаниям, но утвердил себя сразу.

Международный конкурс Юрия Григоровича "Молодой балет мира" завершился в Сочи
© Российская Газета

Фактор Сочи только отчасти влечет соискателей. Главное - простые и ясные критерии оценки и отбора. А также профессиональное жюри, взгляд которого многое определяет в дальнейшей судьбе конкурсанта. Маргарита Дроздова и Юрий Васюченко - прославленные артисты, а ныне педагоги - утром занимаются с участниками конкурса в классе, настраивая их на осмысленную сценическую жизнь. После учителя садятся за стол жюри и вместе со своими коллегами, отрешившись от любых привходящих обстоятельств, смотрят - кто чего стоит. Точнее, кто способен уже сегодня показать свои возможности, а кому требуется для этого еще пройти длинный-длинный путь самоотверженного труда, воспитать волю, вкус, эрудицию.

В жюри этого года (помимо названных) вошли ректор Московской академии хореографии Марина Леонова (председатель), художественный руководитель театра "Русский балет" Вячеслав Гордеев, художественный руководитель Большого театра Республики Беларусь Валентин Елизарьев, художественный руководитель Донецкого театра оперы и балета Вадим Писарев, главный балетмейстер Казахского театра оперы и балета им. Абая Гюльжан Туткибаева, художественный руководитель Марийского театра оперы и балета Константин Иванов, художественный руководитель Сеульского балета Парк Дже Кин и заслуженный деятель искусств РФ Сергей Усанов. Общность критериев и разумная достаточность их оценок вне сомнения. И одно, и другое задано основателем конкурса, как и его базовые принципы, остающиеся неизменными - классический танец в его исторической ретроспективе и классический танец сегодня как универсальный инструмент и художественный язык современности.

Как это возможно - при классическом стандарте (вариации и па-де-де) все же подвинуть старую лексику в сегодняшний день (ничего в ней не меняя), заставить звучать ее как актуальное слово? Оказывается, можно. Сошлемся на мнение Валентина Елизарьева: "Классический репертуар не стандартизирует индивидуальность, а раскрывает ее. Обновление всегда идет изнутри и у исполнителей, и у хореографов. Это небыстрый процесс, он занимает годы. Его не надо торопить. Важно понять - не от формы (классической или какой-то иной), а от изначального образа рождается балетное сочинение, танец вообще. Этим они хороши и этим они живы. Если ж наоборот, то возникают проблемы актерской органики и проблемы зрительского восприятия. Вернее, невосприятия. Только через исполнителя можно добиться внутреннего роста, и каноническое движение станет вместилищем порой огромного содержания".

Требовать этого от молодых конкурсантов уже сегодня было бы наивно, но ставить такие задачи уже в процессе обучения и тем более в труппе необходимо. Прошедший конкурс это лишний раз подтвердил. Его организация даже при поддержке Министерства культуры РФ и "Росконцерта" шла нервно, над конкурсом довлел дефицит, искали источники его покрытия, думали о переносе, словом, все закономерно в нынешних социально-политических обстоятельствах, и не будем их специально обсуждать. Важно, что все же проведенный, не утративший свою периодичность (раз в два года), конкурс собрал 50 исполнителей из семи стран, подтвердив свой международный статус и главное - интерес к себе.

Анфиса Ощепкова. Фото: Предоставлено оргкомитетом конкурса "Молодой балет мира"

Мы не назвали бы прошедший конкурс парадом открытий этих самых индивидуальностей, им еще предстоит родиться во всем значении этого слова. Скорее, конкурс демонстрировал в лучшем случае крепкую (или менее крепкую) подготовку, работу (иногда тяжелую), скорее, стремление "все сделать", нежели все прожить и заново перечувствовать классические хореографические тексты как свои личные. Их труды были вознаграждены.

Лауреатами в младшей группе стали уроженка Уфы Камилла Султангиреева (1 место), Елизавета Привальчук из Беларуси и воспитанница Московской академии хореографии Дарина Мосеева (2 место), Анастасия Светлишина из Красноярска, москвичка Ева Моисеева и посланец Армении Тигран Айвазян (3 место). В старшей группе в лидеры вышли: солистка Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Анфиса Ощепкова и премьер из Казахстана Богдан Вербовой (1 место); балерина из Донецка Анастасия Никольская, Ескали Каскырбай из Казахстана и солист Московского музыкального театра Евгений Масленников (2 место). Третью премию разделили и завоевали звания лауреатов Алексей Помыткин (Москва), Валерий Видманкин (Донецк) и Сибагаки Миу (японская артистка, работающая в Саратове).

Общим местом, не вызывающим ничего, кроме раздражения, стал раздел современной хореографии. Беспомощность, инфантилизм, отсутствие образной фантазии, вычурные решения - все эти яркие составляющие общего хореографического кризиса были заметны, несмотря на огромное количество имен, пытающихся себя реализовать в этой области. Как всегда, присутствие Нины Мадан с одним-двумя номерами позволило буквально "втащить" эту номинацию в границы обязательного регламента. Хореограф справедливо награждена специальным призом.

Можно ли воскликнуть "Конкурс завершен, да здравствует следующий"? Очень бы хотелось. Фактор "Молодого балета мира" сильно структурирует профессиональный цех, его влияние очевидно. Все лауреаты прошлых состязаний - ныне известные артисты.