Сирота-колясочница попросила "РГ" помочь ей с пандусом возле дома

В редакцию "Российской газеты" обратилась жительница Красноярска 22-летняя Мария Черемнова. Маша круглая сирота, обоих родителей уже нет в живых, практически с рождения ее воспитывает бабушка. Вдобавок девушка-инвалид первой группы: ДЦП, передвигаться может только в коляске. Проблема, с которой девушка позвонила в газету, на первый взгляд выглядит несерьезной, ерундой какой-то. Копеечный вопрос, который можно решить по одному щелчку чиновничьих пальцев.

Сирота-колясочница попросила "РГ" помочь ей с пандусом возле дома
© Российская Газета

Но, как выяснилось, и этого добиться от местных властей практически нереально.

Парковка для элиты

Как говорит сама Маша, обратиться в редакцию она решилась, прочитав нашу статью про другую жительницу Красноярска - Наталью Шаповалову. Такую же, как она, колясочницу, которой после долгих мытарств районные власти все же установили специальный подъемник, чтобы Наталья могла доехать от лифта до подъездной двери и выбраться наружу. "Российская газета" уже писала, насколько после этого события изменилась жизнь женщины-инвалида: освобожденная от необходимости постоянно сидеть в четырех стенах, Наташа буквально стала другим человеком ("До лета несколько ступеней", "РГ-Неделя, Восточная Сибирь", от 19.07.2023).

- Нет-нет, не подумайте, нам подъемник не нужен! - смущаясь, сказала Маша.- Нам бы всего-навсего колышки вбить… А то тяжело очень…

Какие колышки, о чем вообще речь?

Выяснилось, что сирота с бабушкой Надеждой Ивановной живут в общежитии почти в центре Красноярска - на улице Железнодорожников. От входа в подъезд во двор ведут несколько ступеней, на них еще в стародавние времена кто-то приварил два швеллера для удобства мам с детскими колясками. Эта гнутая ржавая конструкция служит Маше и ее бабушке чем-то вроде пандуса, когда родственница вывозит внучку на улицу.

Но вот уже два года как их двор превратился практически в парковку для всех желающих. Расположен дом очень удобно-горожане приезжают, бросают свои дорогие машины вплотную к крыльцу и "пандусу", а потом уходят по своим делам: дегустировать напитки в кофейнях в центре города, гулять по магазинам, на деловые встречи. Вывезет Надежда Ивановна внучку на улицу, а прохода нет, впритирку к съезду вольготно расположилось сверкающее авто.

- Вот последний случай. Мы с Машей в больницу собрались, выехали из подъезда, а там дама свою машину паркует, и прямо бампером в "пандус" уперлась. Я ей говорю: "Сдайте, пожалуйста, чуть назад или в сторону, мне сейчас инвалида на коляске спускать, вдруг я вам авто поцарапаю?" - рассказывает бабушка. - Ой, столько матерных слов я за всю жизнь не слышала… Ты, мол, такая-сякая, только посмей подойти к моей машине, я тебя по судам затаскаю, всю жизнь мне ущерб выплачивать будешь!

Газета - как последняя надежда

Конечно, блокирование автомобилем доступа к пандусу для инвалидов-прямое административное правонарушение и карается штрафом. Надо лишь обратиться в полицию или органы местного самоуправления с заявлением о том, что нарушены права на передвижение человека с ограниченными возможностями здоровья. Приложив, разумеется, фотографию с места правонарушения. Кто-то из знакомых посоветовал Надежде Ивановне так и поступить: фотографировать особо нахальные авто и отправлять жалобу прямиком в ГИБДД. Но после первой же попытки женщины сделать такой снимок из машины выскочил ее хозяин и начал сыпать нешуточными угрозами. "Если честно, очень испугалась. Я старая, 71 год уже, много ли мне надо? Вот ударит кулаком такой амбал - и все. А кто за внучкой присматривать будет?" - говорит пенсионерка.

Сначала они с Машей обратились в управляющую компанию, чтобы поставили во дворе шлагбаум. Он там раньше и стоял, но два года назад его сломал заезжавший мусоровоз. Ответа не получили. Писали районным, а потом и городским властям. Тоже тишина. Пытались попасть на прием к депутатам - не преуспели. Теперь газета - как последняя надежда. Не до шлагбаума уж, говорят Маша и Надежда Ивановна. "Колышки" бы поставить, оградить место возле "пандуса". А то ни погулять, ни в больницу съездить - обе женщины, случается, по часу-два жмутся на крыльце на холодном ветру, ожидая, когда появится очередной "хозяин жизни" и соизволит отогнать свое шикарное авто.

В муниципальной управляющей компании "Красноярская", которая обслуживает дом на улице Железнодорожников, с корреспондентом "РГ" разговаривать отказались наотрез. В департаменте городского хозяйства выслушали, пообещав переговорить с "Красноярской" и районными властями. Слово, надо сказать, сдержали.

- По словам руководства УК, новый шлагбаум они поставить не могут - для этого нужно проводить общее собрание жильцов, а это невозможно, так как большинство собственников разъехались, комнаты в общежитии сдают в аренду. Но "управляйка" и сотрудники администрации Железнодорожного района готовы созвониться и встретиться с Надеждой Ивановной и ее внучкой, чтобы обсудить ситуацию, так сказать, в "ручном режиме". Попробуем обнести место спуска коляски специальным ограждением, препятствующим парковке машин, - сообщила "РГ" пресс-секретарь департамента горхозяйства мэрии Светлана Трушкова.

Американские горки

На самом деле "колышки" - самое малое, что необходимо сироте-колясочнице для нормальной, полноценной жизни. Маша осталась без матери, когда ей было всего два года, - та погибла в автомобильной аварии. Кстати, у девушки есть родная сестра Регина, старше на пять лет. Отец брать на себя ответственность за двух дочерей - больную и здоровую - не захотел, сдав их в детдом. Когда о случившемся узнала Надежда Ивановна, жившая в то время в Казахстане, она немедленно приехала в Красноярск, забрав внучек себе.

- Первые годы было очень тяжело, - вспоминает пожилая женщина. - Снимали жилье, я устроилась мыть полы в соседнем магазине, чтобы было чем платить аренду. Полноценно работать не могла, ведь Маше постоянно нужна помощь. В 2007-м девочкам наконец дали квартиру.

Квартирой оказалась комната в общежитии, на шестом этаже. Длинный коридор с рядами дверей, общая кухня, общий санузел. Мягко говоря, не самые лучшие условия для ребенка-колясочника. Сейчас, говорят бабушка и внучка, стало все же легче - Регина вышла замуж и уехала жить к супругу. Вдвоем в комнате теперь не так тесно, как втроем. Хотя спят Надежда Ивановна и Маша по-прежнему вместе на старом диване, вторую кровать поставить негде. Повезло, что в доме имеется старенький, дребезжащий на все лады лифт. Иначе девушка, как тысячи ее товарищей по несчастью, вынуждена была бы находиться дома постоянно, не имея возможности даже одним глазком увидеть окружающий ее огромный и яркий мир.

- Бабушка старается меня часто вывозить из дома: на прогулки, в кино и в библиотеку. А недавно я записалась в театральную студию, представляете? - хвастает Маша. И тут же вздыхает: - Вот только пандус… Это прям какие-то американские горки, каждый раз, когда меня по нему спускают, сердце колотится: "Сейчас перевернусь!" Ну и, конечно, ничего заранее запланировать нельзя, ведь никогда не знаешь, свободно с лестницы съедешь или несколько часов ждать придется, пока машина место освободит.

По словам Надежды Ивановны, она обращалась в городскую администрацию с просьбой установить вместо гнутых швеллеров нормальный спуск для человека в инвалидной коляске. Или рассмотреть вопрос о выделении Маше другого жилья, соответствующего ее индивидуальным запросам. Чиновники рвения не проявили: "Вы в очереди стоите? Вот и стойте дальше". Так что проблем, которыми ввиду бездействия властей должны заинтересоваться, например, в прокуратуре, куда "Российская газета" обязательно направит запрос, у семьи более чем достаточно.

Ну а начать, можно, конечно, и с "колышков". Правда, на момент подписания номера в печать ни Надежда Ивановна, ни Маша звонка от чиновников так и не дождались…

Комментарий

Оксана Ларионова, руководитель исполкома "Народного фронта" в Красноярском крае:

- Проблема наличия пандусов в многоквартирных жилых домах для людей с ограниченными возможностями здоровья остро стоит в нашем регионе. В феврале на нашей площадке прошел круглый стол, на котором представители Министерства промышленности и торговли Красноярского края сообщили, что за пять лет в крае оборудовано лишь восемь пандусов по разным программам соцподдержки граждан с инвалидностью.

Доступность городской среды, да и любой инфраструктуры должна сейчас выйти на первый план. Особенно актуальной она становится в связи с увеличением числа военнослужащих - участников СВО, здоровью и физическому состоянию которых был нанесен существенный ущерб при выполнении боевых задач.

Однако стоит понимать, что обустройство МКД пандусами требует значительных вложений. Поэтому так нужны государственные программы, предусматривающие финансирование мероприятий по оснащению пандусами квартир и общедомового имущества.