Войти в почту

Семь вопросов, исследующих человеческие души

В минувшую пятницу, 20 октября, в театре «Школа драматического искусства» прошла премьера спектакля режиссера Аси Князевой «Дневник писателя». Поставили его по мотивам одноименного произведения русского классика Федора Достоевского.

Семь вопросов, исследующих человеческие души
© Вечерняя Москва

Всего в спектакле семь историй. Столько же актеров и декораций в виде окон. Действие проходит в родном для писателя городе — Петербурге. И все истории, о которых идет речь, не выдуманные, а те, которые действительно имели место быть в те времена, когда Достоевский жил там. Все, что он видел в газетах или сам на улицах, он записал в свой дневник. Выдуманная была только одна история — о Христовой елке.

Декорации в виде окон помогают прочувствовать эту атмосферу. Происходит ощущение, будто бы зритель — это прохожий, который буквально заглядывает в человеческие жизни и пытается судить их поступки. Режиссер спектакля Ася Князева поставила семь вопросов к зрителю — по количеству историй: «Откуда в человеке берется зверство?», «До какой степени жестокости может дойти человек?», «Когда ребенок впервые лжет и как это отображается на его жизни?», «Лучше ошибиться в милосердии или в казни?», «Чем опасно равнодушие?», «Почему так много дурных людей?» и наконец «Дурные ли они?». На эти вопросы каждый зритель отвечает сам для себя.

— Сейчас в мире, когда людьми завладели гаджеты и они перестали мечтать, перестали вдохновляться, очень важно приводить детей и их родителей на такие спектакли. Потому что мировоззрение может поменяться, — отметил актер Антон Власов.

По его словам, часто видно, когда человек приходит на спектакль, видит в себе эти пороки и выносит какой-то урок из происходящего на сцене.

Гримеры спектакля тоже постарались сделать так, чтобы герои Федора Достоевского стали чем-то вроде его черновиков. Они буквально обезличили актеров для того, чтобы зритель вник в ситуацию, а не привязывался к героям, потому что часть от каждого персонажа есть в нас самих. Разглядеть ее несложно, а вот принять бывает тяжело.

— Я лично люблю всех своих персонажей, даже самых жестоких, потому что мне их жалко, — признался Власов.

Спектакль стал совместным проектом Национального чемпионата творческих компетенций ArtMasters, театра «Школа драматического искусства» и творческого объединения «Вахтанговский практикум».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ася Князева, режиссер спектакля «Дневник писателя»:

— Я выбрала произведение Достоевского по двум причинам. Во-первых, потому что это мой любимый писатель, а вовторых — он удивительный исследователь человеческих душ. В последнее время в мире очень много жестокости, и «Дневник писателя» пытается помочь понять, откуда она и можно ли сделать так, чтобы ее избежать. Вся история была построена на том, какие пороки видел сам Достоевский.