Объяснение в любви. Свердловский театр музыкальной комедии празднует двойной юбилей

Двойной юбилей - 300-летие Екатеринбурга и 90-летие его знаменитого Свердловского театра музыкальной комедии - был в пятницу отмечен грандиозным гала-концертом "Театр в городе", придуманным и поставленным на легендарных подмостках Ниной Чусовой.

Объяснение в любви. Свердловский театр музыкальной комедии празднует двойной юбилей
© Российская Газета

Создателям трехчасового шоу удалось невозможное - музыкой соединить прошлое с настоящим, вписав историю "уральского чуда", как назвали новый театр в 30-е годы, в историю уральской столицы и бедовую историю всей страны, сделав лейтмотивом спектакля - любовь. К своему жанру. К великой музыке. К городу, на наших глазах превратившемуся из наглухо закупоренной индустриальной зоны в открытый всему миру современный европейский мегаполис со своим неповторимым лицом, атмосферой, традициями.

Это была музыкальная экскурсия в глубь двух веков. От первой прозвучавшей в городе оперы "Аскольдова могила", от первой сыгранной в городском театре оперетты "Веселая вдова" - к появлению на главном проспекте нового театра "веселого жанра". Он возник, что сейчас кажется удивительным, по инициативе неравнодушного к искусству партийного чиновника и открылся не духоподъемной агиткой, а мировой новинкой - "Роз-Мари" Фримля и Стотгардта, поставленной в Свердловске через 9 лет после бродвейской премьеры. Не забыли про первый в городе "электротеатр "Лоранж", здание которого теперь стало одним из залов театра. Про новопостроенный цирк, на арене которого театр первым в России сыграл "Принцессу цирка" - теперь акробаты и жонглеры вышли на сцену театра, украсив цирковым драйвом традиционные опереточные номера. Про первую в истории жанра Сталинскую (Государственную) премию, полученную театром за спектакль Георгия Кугушева "Табачный капитан". Вернули на сцену отблески былых шедевров - поставленных Владимиром Курочкиным "Рыцаря Синяя Борода" и "Путешествия на Луну" Оффенбаха, "Черного дракона" Модуньо… Не забыли и о том, что Свердловск - одна из столиц русского рока, спев из репертуара группы "Чайф". И о классике на этой сцене, где стал сенсацией и был удостоен "Золотых масок" remix Figaro на темы оперы Моцарта. И о том, что Екатеринбург - город молодых и дерзких, обрушив на зал лавину юной энергии из reality-мюзикла Александра Пантыкина "www.силиконовая дура.net"…

Помню, приехав на Урал ставить "Герцогиню из Чикаго", американский режиссер Майкл Унгер изумлялся, встретив в России непривычную ему модель театра-комбината, способного держать в репертуаре десятки спектаклей, ежевечерне на высоком уровне их играя, и сшить к ним костюмы, и написать декорации. С той поры театр только наращивал мощности - в его труппе есть Эксцентрик-балет, вокальные и инструментальные джазовые коллективы, детская студия. И гвоздем вечера оказался фортепианный дуэт Платона Газелериди, руководителя Музком-бэнда, и главного дирижера театра Бориса Нодельмана, блистательно сыгравших из сюиты Александра Цфасмана.

На сцене в этот вечер предстала вся труппа театра. Было радостно и очень грустно: перед нами проплывали тени его былых легенд, кумиров прошлых лет, от его легендарных создателей Георгия Кугушева, Владимира Курочкина и недавно ушедшего Кирилла Стрежнева до звезд разных лет Анатолия Маренича, Полины Емельяновой, Марии Викс, Людмилы Сатосовой, Валентины Валенты, Нины Энгель-Утиной, Иосифа Крапмана, Виктора Сытника… Это был не просто вечер замечательной музыки и щемящих сердце воспоминаний - это было объяснение в любви своему великолепному городу, его людям и его театру, славная история которого продолжается уже новым поколением артистов, новым художественным руководителем Филиппом Разенковым и новым главным режиссером Ниной Чусовой.

В современном Екатеринбурге особенно остро чувствуешь, что главная ценность любого человеческого поселения - его люди. Именно они создают лицо города и его атмосферу. Городов со своим лицом не так много не только в стране, но и в мире. Новый Екатеринбург - из их числа. Здесь умеют создать дружественную, насыщенную жизненной силой и творческой энергией среду. Здесь бьет ключом креативная мысль. Именно этим качеством отличается и Свердловская музкомедия: она не просто здорово поет, играет и танцует, она создает в зале дружественную, греющую сердце среду, когда зритель и сцена становятся едины, и уже невозможно остаться равнодушным, не влюбиться в этот театр и в этот его город, не заразиться их энергией. Здесь, как везде, бывают удачи, неудачи и даже провалы, но никогда не бывает скучно.

Для участия в празднике в уральскую столицу прилетели коллеги - директора музыкальных театров от Оренбурга до Красноярска, критики и журналисты из Москвы и Санкт-Петербурга. В эти юбилейные вечера им еще предстоит увидеть "Маскарад" Игоря Рогалева в постановке Нины Чусовой и премьеру "Баядеры" Имре Кальмана - новую режиссерскую работу Филиппа Разенкова. Что же касается прошедшего гала, то это был, повторяю, полноценный спектакль, мощный по содержанию и впечатляющий по исполнению. Оставшись в репертуаре, он мог бы стать еще одной визитной карточкой города, великолепно придуманным путеводителем по его истории и его настоящему. Понимаю все организационные трудности, связанные с шоу таких масштабов, но и улететь ему в вечность, не оставив следа, было бы расточительством: такие самородки не сгорают.