Камаловский театр на той стороне Кабана: зданию быть! А содержанию?
На улице Татарстана, 1 провели стратегическую сессию по концептуальному наполнению пространств нового здания
В Камаловском театре прошла уже вторая стратегическая сессия — придумывались идеи по концептуальному наполнению пространств нового здания на улице Хади Такташа. Семьдесят экспертов поделились на три команды и работали весь день, а в конце представили некоторые из них более расширенно. Более чем вероятно, что в 2025 году у Камаловского действительно будет новый дом. Некоторые эксперты несколько раз говорили: мы говорим о новом здании. Но лучше говорить о новом театре, потому что жить он должен совершенно иначе.
Пустят ли резидентов?
На сессию собрались представители не только Казани, но и Москвы, Якутии, Санкт-Петербурга и Перми. Их поделили на три группы, которые говорили и предлагали с 10 утра до пяти вечера. К примеру, в группе, где оказался я, также работал Александр Малич, последние 4 года — генеральный продюсер Новой Сцены Александринского театра. Он честно признался, что незнаком с репертуаром Камаловского и видом его будущего здания. Но щедро делился своими идеями. Ведь у Александринки тоже есть здание с именем — его называют Историческим. И этот театр тоже реализует идею помещения, которое открыто не только по вечерам.
Камаловский театр сейчас — это единое руководство всем процессом, в том числе в двух залах, музее "Шәрык клуб", расположенном неподалеку. У него внушительное фойе, в котором, впрочем, трудно провести что-то кроме мини-концерта, крохотные гримерки, а репетиционным залом является кабинет Марселя Салимжанова, возглавлявшего театр долгие годы. В здании на Хади Такташа, который подготовил консорциум от бюро "Ваухаус" (Kengo Kuma & Associates из Токио, Werner Sobek AG из Штутгарта и "ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича" из Казани) — Большой, Универсальный и Восточный залы, а также репетиционная, лекционная площадка и так далее. В целом, как отмечал главный режиссер театра Фарид Бикчантаев, это в первую очередь дом для актеров. Делали его так, чтобы было удобно им.
Нельзя не отметить, что здание получилось внушительным — большой зал, к примеру, занимает, кажется, одну пятую часть. Основные площадки отделены друг от друга, а значит, могут существовать совершенно автономно.
Основной вызов, который стоит перед экспертами, как сказала министр культуры РТ Ирада Аюпова: "сделать так, чтобы мы не превратили театр в некий торговый комплекс".
При этом сама идея торгового центра, когда на его площадях есть резиденты, которые отвечают за его наполнение — вполне себе интересная. К примеру, можно ли один из залов отдать каким-нибудь кураторам, которые будут, скажем, наряду с выверенными постановками в большом зале, выходить куда-то за флажки? Но возникает вопрос — а где взять таких смелых кураторов, которые будут хоть что-то понимать в татарской культуре?
А вы ходите в театр за новым?
Это тема была частью разговора, зачем эксперты приходят в театр. Большинство, как люди искушенные, искали чего-то нового. Но был и обозначен условный "Ильсур абый", который ценит знакомые и понятные татарские комедии. Как отметила актриса Ляйсан Файзуллина, зрители к ним, если они ничего не поняли, подходят со словами, что это "плохой театр". А эти люди тоже любят театр, ценят его, просто у них другой взгляд. И они тоже будут приходить. Или не будут.
Как тут не вспомнить, что и сам Бикчантаев в 1995-м хотел сделать в Камаловском свой театр-студию, на базе выпускников курса (они до сих пор играют активно — Искандер Хайруллин, Радик Бариев и другие). При этом Камаловский явно в последние годы ушел от каких-то резких экспериментов, оставив это то ли других театрам, то ли иным поколениям.
Другая важная тема — театр, который работает не только во время спектаклей. Ресторан? Да, он здесь запланирован, но что в нем будет театрального? Меню? Или мероприятия вроде вечеров стендапа или импровизации? Привлекательная уличная зона? Одна из команд предложила сделать ее началом для аудиоспектаклей — сразу раздались голоса, что это не окупиться, что на берегу Кабана не о чем рассказывать. Как тут не вспомнить, что сейчас Суконная слобода — это одна из самых насыщенных культурных территорий: здесь работают "Экият", Кариевский театр и Татарская филармония. Как минимум, фестиваль "Науруз" в новом здании будет выглядеть интересно.
Театры строятся, а зритель не перестраивается
Как напомнила Аюпова в начале сессии, последние несколько лет Министерство культуры открывает новые здания театров — в частности, в Челнах новоселье справили и Татарский драматический, и "Мастеровые". Интересно, что в них никаких стратегических сессий, по крайней мере известных прессе, не проводилось. Попытки вести дела по-новому уже привели в татарском театре к конфликту части старожилов с худруком Олегом Кинзягуловым. Видна ротация кадров в театре Кариева.
Да, театр с тремя сценами будет работать и как лекционная площадка, и как выставочная. Вероятно, будут в нем проходить и какие-то сторонние мероприятия. Но самый важный вопрос — а что будут показывать на трех площадках?
Неслучайно одна из команд предложила сделать здесь лабораторию драмы, чтобы прямо в Камаловском писались для него новые пьесы. Нужные новые тексты, да, а что делать со зрителем? Идти за ним на поводу? Или начать воспитывать, а дело это долгое и неблагодарное. Вероятно, поэтому о результатах работы первой группы, по большей части состоявшей из именитых актеров Камаловского, в завершении сессии было решено не говорить.