Урбанист Злоказов: История льва показала - нет диалога власти и екатеринбуржцев

Всего два дня потребовалось жителям Екатеринбурга, чтобы вступить в схватку с пятиметровым львом и победить - хищник трусливо бежал. Но вопросы остались.

Урбанист Злоказов: История льва показала - нет диалога власти и екатеринбуржцев
© Российская Газета

Все самое интересное в мегаполисе происходит ночью. Ложатся обыватели спать в одном городе, а просыпаются в его улучшенном варианте: под покровом темноты им бах - и сделали красиво. На сей раз красота приключилась поперек пешеходной улицы Вайнера, где поселился огромный лев. Усы, лапы, хвост - все как положено, очень реалистично. Сияют сусальным золотом грива, кисточка на хвосте… и первичные половые признаки. Проще говоря, львиные яйца, тоже без всякого неуместного символизма.

В причинении добра созналась пресс-служба компании, принадлежащей человеку известному, почетному гражданину города, а заодно - Льву по гороскопу. Оказалась, это дело рук "инициативной группы сотрудников", считающих, что "уральцы - несгибаемый народ, и поэтому у нашего льва золотые яйца как символ твердого характера". Екатеринбуржцев еще и просветили: в Нью-Йорке на Уолл-стрит стоит бронзовый бык, и люди вечно в очередях давятся, чтоб его промеж ног погладить и привлечь финансовую удачу. Так вот, у нашего льва орган, регулирующий денежные потоки, аж в три раза больше.

Свистят, не поверил народ и помчался проверять. К вечеру первого дня один из порталов подвел итоги: 57 процентов проголосовавших скульптуру не одобрили, 25 сочли годным произведением искусства, а 18 - погладили где велено и теперь держат карман шире.

Когда день, наполненный денежно-эротическими переживаниями, подошел к концу и наступили сумерки, на берегу Верх-Исетского пруда вспыхнули пронзительно-красным светом глаза младенца - еще одного приобретения из серии "давайте мы вам украсим": в ночь на 13 апреля на пирсе появилась громадная серая алюминиевая голова ребенка с закрытыми глазами, отчего выглядела она не особенно живой. В арт-объекте, несомненно, тоже был заложен какой-то смысл, но он существовал отдельно от "малыша Доуэля", как окрестили подарок горожане. Они возмущались, требовали "убрать кошмар", писали на лбу матерные слова, надевали на несчастного полиэтиленовый пакет… но авторы проекта стояли насмерть: подарили - радуйтесь. Тогда кто-то вкрутил в глазницы красные лампочки. Кошмар стал окончательным и парадоксальным образом обрел хоть какой-то внятный смысл.

Но сомнения: можно ли воспитанному человеку, не поступаясь принципами, смотреть под хвост дареному льву - остались. Давайте и мы заглянем. Пресловутый бронзовый бык стоит в центре мира финансовых воротил, и место придает ему смысл. Нашего льва сделали из пластика и поместили на улицу имени революционера Вайнера. Никакого даже приблизительного отношения к искусству скульптура не имеет ни по смысловой нагрузке, ни по качеству исполнения. Зато является идеально точным воплощением пошлости в трактовке Владимира Набокова: "Пошлость - это ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельная привлекательность". Да, кто-то восторгался новым сувениром, но массовый вкус всегда склонен смещаться в сторону "телесного низа", и понятие "пошлый" приобретает дополнительное значение - непристойный. Это точно то, что требуется для развития городской среды столицы Среднего Урала?

Мы спросили у мэрии: прошли ли владельцы зверюшки процедуру необходимого в таких случаях согласования? Глава администрации Ленинского района Элена Беруашвили сообщила: "фигура льва была установлена в качестве подарка… является малой архитектурной формой, их установка регулируется правилами благоустройства территории МО "город Екатеринбург". Кроме того, подчеркивалось, что "при изготовлении, установке и демонтаже… средства бюджета не использовались".

Горожане начали собирать в соцсетях подписи с требованием вернуть "роковые яйца" дарителям. Власти попали в цугцванг, когда любой шаг привел бы к ухудшению ситуации. Убрать льва - обидеть мецената. Оставить - наплевать на мнение народа. Тем более он взъелся не на пустом месте: накануне 300-летнего юбилея Екатеринбургу надарили массу откровенного хлама, заставив исторический центр визуальным мусором в виде арочек и сердечек. Ту же многострадальную улицу Вайнера тот же филантроп в соответствии со своими представлениями о прекрасном перекрыл крышей на позолоченных столбах, которая по вечерам переливается огнями. Уральский Арбат, по мнению некоторых горожан, стал окончательно похож на пространство с коллекцией сомнительных ценностей.

Со львом все закончилось благополучно: обиженные непониманием народа благотворители в одну из ночей забрали его обратно, за что огромное им спасибо. Честное слово, мы не злодеи некультурные. Сделайте нам красиво! Можно и с позолотой. Но только, пожалуйста, подальше от центра города, иначе он треснет от такого количества красоты на единицу площади. И спать ложиться страшно: вдруг утром опять что-то где-то всплывет…

Комментарий

Владимир Злоказов, урбанист, архитектор:

- История со львом говорит о том, что в городе нет открытого диалога между властью и горожанами: ни напрямую, ни через депутатов городской Думы, ни через градостроительные комитеты и советы. Никто не выслушал мнение екатеринбуржцев, перед тем как установить льва. Возникла действительно нелепая ситуация: благотворитель от всей души (оставим его эстетические вкусы за скобками) хотел сделать городу подарок, но люди возмутились, ведь это не личный участок его дома, где он может воротить что захочет. Лев не вписывался в контекст исторической улицы, у изваяния явно сомнительные художественные достоинства.

По всей видимости, скульптура прошла ускоренный и явно упрощенный этап согласования в мэрии. По правилам, прежде чем в городе появляется хоть какой-то объект, его должен утвердить главный художник, комитет по благоустройству, главный архитектор, наконец, необходимо провести общественные слушания. Думаю, власти не стали перечить уважаемому человеку, пошли у него на поводу.

Помните, горожане несколько лет назад объединились, защищая от застройки маленький сквер в центре Екатеринбурга. Люди не против возведения храма выступали, а пытались сказать: для него выбрали неподходящее место. Ситуацию тогда удалось разрешить: наладили диалог, провели переговоры. Но, видимо, урок не выучен, о том, что нужно хотя бы пытаться услышать горожан, власти забыли.