Жизнь и деятельность русского врача из Татарской слободы
В Казани на ул. Фатыха Карима, 11 расположен интересный старинный особняк. Объект культурного наследия — Дом Беркутова — представляет собой образец деревянного городского зодчества, в декоративном оформлении которого сочетаются мотивы татарской народной архитектуры и элементы модерна. В здании, которое было построено в конце XIX века, проживал врач пятой полицейской части города Николай Беркутов. Сейчас здесь живут его потомки. Подробнее о жизни и деятельности русского врача в Татарской слободе рассказывает в своем дзен-канале "Записки о провинции" кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Елена Миронова.
Николай Иванович Беркутов родился в 1854 году в селе Рыбная слобода Лаишевского уезда. В 19 веке сельские ребятишки имели возможность обучаться в средних учебных заведениях на земскую стипендию. Так и Николай стал учащимся Казанской фельдшерской школы.
Известность Беркутов получил как врач, лечивший население Татарской Слободы. Для коммуникации с пациентами он выучил татарский язык, старался научить местных соблюдать гигиену. Причем неимущих клиентов он лечил бесплатно.
Первые упоминания о Беркутове в официальных источниках относятся к началу 20 века. По данным на 1901 год, он служил фельдшером в Казанской учительской семинарии, попечителем которого состоял землевладелец Лаишевского уезда, известный предприниматель, потомственный почетный гражданин Павел Васильевич Щетинкин. Семинария располагалась на озере Кабан, неподалеку от которой поселился и Беркутов Николай.
К этому времени он уже находился в чине коллежского регистратора, в 1905 году — коллежского секретаря, а к 1910 году имел чин титулярного советника, дававшего право на личное дворянство.
В 1903 году Беркутов являлся членом попечительного комитета о бедных ведомства Императорского человеколюбивого общества. А после 1907 года вошел в партию "Союз 17 октября".
Как домовладелец, он имел право избрания в городское общественное управление. Так на протяжении 1900-х годов Николай Иванович входил в состав Казанской городской думы, был членом санитарной комиссии при ней.
Беркутов добросовестно относился к своим обязанностям гласного думы, посещая практически все заседания. В 1901—1904 годах из 128 заседаний он присутствовал на 114. В 1907 году из 21 заседания пропустил только 3.
Накануне и в годы Первой мировой войны в силу высокой занятости он уже не мог принимать участие в работе думы, посетив в 1913—1916 годах лишь 27 заседаний из 134-х.
С началом Первой мировой войны в Казанской губернии были организованы лечебные учреждения общества "Красного Креста" под попечительством супруги губернатора Елизаветы Николаевны Боярской, а также Всероссийского союза городов, Всероссийского земского союза и Купеческо-Биржевого общества.
Известно, что попечительницей одного из госпиталей земства являлась Екатерина Николаевна Боратынская. Попечителем госпиталя по улице Плетеневской стал Николай Иванович Беркутов. Госпиталь расположился в доме Ушкова и был рассчитан на 85 коек.
В эти же годы Беркутов входит в состав Общества вспомоществования недостаточным учащимся Казанской земской фельдшерской школы (наряду с полковником в отставке Владимиром Владимировичем Молоствовым, докторами медицины Б.П. Енохиным и М.С. Малиновским).
Одновременно Беркутов был членом Казанского городского по воинской повинности присутствия.
Особого внимания заслуживает его деятельность в составе санитарной комиссии при городской думе. В ее состав вошли сын известного казанского магистра фармации и владельца "Завода искусственных минеральных вод" Эмили Фердинандович Грахе, казанский офтальмолог, основатель глазной клиники в Лаишевском уезде Иван Семенович Кривоносов.
Как член санитарной комиссии, он участвовал в прениях с городским головой, рьяно выступая за поддержание чистоты в Казани как залога благополучной санитарно- эпидемиологической обстановки в городе. Так, он обращал внимание членов думы на выгон скота на городские улицы и площади, что воспрещалось обязательным постановлением думы, но не контролировалось управой. По этому Беркутов говорил:
"...мы ежедневно видим стада свиней, коз и т.д., мирно разгуливающими и пасущимися не только по окраинам нашего города, но и в центре его. От этих непрошеных гостей нам теперь становится уже невозможным охранять наши общественные сады. И Казань в этом отношении из культурного университетского города давно уже обратилась в большую деревню!"
Отмечал он игнорирование и такого обязательного постановления как ежедневную уборку улиц: "Но, господа, в Казани ведь не продохнуть от пыли!" В связи с этим он указывал на необходимость мести каждый день и не позднее 6 часов утра.
Николай Иванович выступал за проведение канализационных работ. Также он был сторонником организации медико-санитарного бюро, но ввиду отсутствия средств на эти нужды город решил ограничиться приглашением санитарного врача.
Выходец из низших слоев, проведший детство в бедности, Беркутов благодаря своим талантам и трудолюбию смог стать обеспеченным человеком. Он владел двумя доходными домами (а также собственным), дачей в Васильево, был знаком с влиятельными людьми Казани. После революции его известность как врача, лечившего "трудовой элемент", спасла от репрессий и позволила вести врачебную деятельность вплоть до смерти в 1932 г.
Если сейчас врач Беркутов почти забыт, то его дом на улице Фатыха Карима известен как образец модерна, сочетающий татарские народные традиции с профессиональной архитектурой. После смерти Беркутова и его жены дом перешел к его приемному сыну, который его продал. Дом, построенный в начале 20 века, стоит и сейчас и находится в списке памятников культурного наследия муниципального значения.