Обычно галереи завлекают зрителей громкими фамилиями художников, но Музей русского импрессионизма пошел по другому пути: 12 октября там открылась выставка "Автор неизвестен. Коснуться главного". На ней представлены картины рубежа XIX–XX веков, авторство которых до сих пор остается загадкой. Фамилии художников не установлены в силу исторических обстоятельств, но их работы заслуживают внимания. Посетителям предлагают поучаствовать в эксперименте: абстрагироваться от контекста и коснуться главного — воспринимать искусство, ориентируясь только на чувства, которые оно вызывает. Рассказываем, как создавалась выставка и чего ожидать от встречи с ней.
Предыстория у проекта такая: с февраля по май 2022 года в Музее русского импрессионизма проходила выставка "Авангард: на телеге в XXI век" — на ней были представлены картины, которые показывались публике в начале 1920-х, а затем оказались забыты почти на век в запасниках музеев бывшей Вятской губернии. Были среди них и работы знаменитых мастеров, причем некоторые из них спустя годы обнаружили совершенно случайно: так, искусствовед Анна Шакина нашла в фондах Кировского художественного музея графический лист Василия Кандинского. Он числился как работа неизвестного художника и использовался в качестве подложки к рисунку менее известного Василия Чекрыгина.
"Эта история нас так удивила и вдохновила, что мы начали поиски. Задумались, а не сделать ли нам выставку работ неизвестных художников и вещей, которые бытовали как "н/х", но силами искусствоведов и музейных сотрудников были атрибутированы и обрели имена", — рассказывает Анастасия Винокурова, куратор проекта "Автор неизвестен. Коснуться главного".
Как устроена выставка
Воспринимать работы, не зная автора, бывает непросто. Практически любой экскурсовод, рассказывая зрителям о картине, отталкивается от личности художника: напоминает, с чем был связан этот период в его творчестве, что повлияло на настроение и сюжет. "Так как мы не знаем, кто автор, мы предлагаем коснуться главного — того, что увлекало художника. Как, например, мастер, изображая ночную сцену, писал теплый свет уличных фонарей, отблески в лужах. То есть посмотрим непосредственно на само произведение искусства", — рассуждает Анастасия Винокурова.
Как эффектно представить произведения без историй, связанных с именем автора, придумал сокуратор выставки Константин Цаликов. "Идея заключается в том, что искусствовед и обычный человек перед работой неизвестного художника находятся в одинаковом положении. Единственное отличие в том, что у искусствоведа больше визуального опыта, больше насмотренности, он может начать сравнивать произведение с тем, что видел раньше", — рассказывает Константин. Зрителям предлагают присоединиться к визуальному исследованию и посмотреть на работы через призму семи художественных категорий, таких как свет, цвет, форма, композиция, фактура, звук и движение, линия и точка.
Бояться этих терминов не стоит: выставка подойдет для семейного просмотра, а процесс изучения картин временами будет напоминать аттракцион. Семи перечисленным категориям кураторы посвятили по разделу. "Названием раздела мы задаем траекторию для размышления — на что нужно обращать внимание. При этом внутри раздела картины вступают в диалог, иногда в конфликт. И даже без экскурсии каждый посетитель сможет сделать собственные выводы", — рассказывает Константин Цаликов.
Кроме того, выставка дополнена интерактивными инсталляциями. Например, одна из них помогает разобраться в том, как художники работают со светом и тенью. "Мы разработали закрытую коробку, в которой выключен свет, посетители не смогут ничего в ней увидеть. Но, нажимая на кнопки, они заметят, как свет влияет на форму и восприятие, как он высвечивает одни объекты и делает более темными другие, — поделился куратор. — Мы предлагаем посетителям поиграть в театр теней среди картин".
Помимо анонимных произведений, на выставке будут и те, авторство которых удалось определить за последние несколько десятков лет. Одна из них — картина "№207. Без названия" Василия Кандинского (в первой половине XX века работа кочевала из одного музейного собрания в другое, а в 1958 году поступила в Тюменскую картинную галерею как "Натюрморт" неизвестного художника, атрибутировать ее удалось лишь в 1974-м). "У Кандинского происходит очень интересное объединение звука и движения, точки и линии, потому что композиция построена на пересечениях — удивительных, эффектных. К тому же мы говорим про синестезию Кандинского: он считал, что определенные цвета могут звучать (сопоставлял голубой со звуком флейты, фиолетовый — с фаготом, черный цвет выступал как полное отсутствие звука, пауза), — рассказывает Анастасия Винокурова. — Мы дополнили произведение Кандинского звуковым куполом, с помощью которого можно почувствовать себя на месте художника-синестета и сопоставить визуальные характеристики со звуковыми".
Также на выставке откроется небольшая художественная студия — гостям предлагают порисовать пастелью и карандашами, прислушаться к себе и к звукам вокруг, а затем превратить впечатления в абстракцию. Своими работами зрители смогут пополнить экспозицию — для новых неизвестных художников выделят специальную зону.
Как отбирали работы и почему у них нет автора
Выбирая картины для выставки, кураторы сконцентрировались в основном на музейных коллекциях. "Дело в том, что в музеях всегда есть книги учета. И можно, выбирая ту или иную работу, запросить сведения, когда вещь поступила в собрание, — рассказывает Анастасия Винокурова. — Мы отбирали произведения, созданные в конце XIX — первой трети XX века, в том числе работы авангардистов, которые поступали в музейные собрания в конце 1910-х — начале 1920-х годов. Наркомат просвещения приобретал за государственный счет произведения современных на тот момент художников и распределял их по регионам, чтобы люди могли увидеть образцы актуального искусства".
На выставке представят "Пожар в городе" (1914) Ольги Розановой и "Супрематическую композицию" (1916–1918) Ивана Клюна из Елецкого городского краеведческого музея. Обе картины вместе с другими современными работами прибыли в Елец в начале 1920-х по программе ИЗО Наркомпроса. Однако в период Великой Отечественной войны музейные документы были утеряны, и произведения долгие годы существовали как безымянные. В 2000-х их отреставрировали и лишь в 2016 году смогли атрибутировать: авторство установил эксперт по живописи русского авангарда Андрей Сарабьянов, который приехал в Елец во время подготовки крупной выставки.
Создатель картины может быть неизвестен по многим причинам — бывает, что подпись зашифрована или была утрачена вместе с красочным слоем, иногда путаница вызвана переходом работы из одной коллекции в другую. Например, в XX веке немало произведений попали в музейные фонды из частных собраний, и определить, кем они написаны, все равно что распутать детективный клубок.
Так, в Эрмитаже более 60 лет "Портрет Александры Боткиной" (1905–1908), написанный Николаем Милиоти, числился как "Портрет неизвестной" неизвестного художника. "Картина поступила в Эрмитаж в 1943-м из коллекции дочери Александры Боткиной, Анастасии. Она была женой Федора Нотгафта, сотрудника Эрмитажа — он заведовал редакционно-издательским отделом и какую-то часть своей коллекции передал в собрание музея. Авторство определил в 2007-м Юрий Гудыменко", — рассказывает куратор. Лишь спустя несколько лет сотрудники Эрмитажа установили личность модели (опирались на другие известные портреты и документальные свидетельства), а также примерную дату написания — благодаря исследованию деталей костюма и прически.
"Меня интригует и, думаю, будет интриговать многих посетителей работа под названием "Рождение" из собрания Михаила Каменского, — поделилась Анастасия Винокурова. — Это многофигурная, крупноформатная композиция, которая одновременно напоминает и художников Витебской школы (в ней есть отсылки к работам Шагала), и русских художников Монпарнаса. Какая-то совершенно удивительная картина — я уверена, что она привлечет внимание и специалистов, и посетителей".
По словам куратора, некоторые коллекционеры согласились поучаствовать в выставке с надеждой на то, что коллективное внимание экспертов и любителей искусства поможет пролить свет на работы неизвестных художников и, возможно, даже установить авторство. "Мы надеемся, что будет обратная связь и по атрибуции в том числе. Это выставка-диалог, выставка-исследование, приглашение к творчеству". Попробовать себя в роли искусствоведа и прикоснуться к загадкам искусства можно до 21 января.
Дарья Шаталова