Надежда Богомолова: "Для меня Москва – это не только архитектурные ритмы, но и люди, динамика, история, это жизнь".
Надежда, как начиналась ваша карьера художника? Моя карьера художника началась еще в самом детстве. Я любила рисовать, поэтому, как только я пошла школу, родители отвели меня в кружок «Юный художник». Я помню, лучшие работы ребят из нашей художественной студии были представлены на выставке в центральном Доме творчества. Потом были и другие городские выставки. А выпускная серия графических работ о моем родном городе Новокузнецке была специально отмечена жюри и представляла нашу художественную школу в областном центре, городе Кемерово. Где вы обучались искусству? Сначала были три года кружка «Юный художник», затем художественная школа с отличием. На время наши пути с искусством разошлись. Победила моя другая страсть – математика, именно ей я посвятила свое университетское образование. Математика была для меня понятна, поскольку она позволяет точно описать любые явления и закономерности. В этом плане с искусством было сложнее – в 15 лет я еще не могла сформулировать свою концепцию, а копировать окружающую среду мне не хотелось. Далее уже жизнь стала моим учителем искусства. Мне необходимо было накопить определенный жизненный опыт, чтобы спустя годы вернуться к искусству. Сейчас я студентка «Свободных мастерских» при Московском музее современного искусства. Вы сразу нашли свой стиль, или он сформировался со временем? Я экспериментировала. Живопись маслом, затем чувственные акварели – городские и природные пейзажи, был и цветочный период. Затем произошла редукция цвета до черного и белого, я создала несколько серий графических акварельных работ, среди которых «Почти серьезно» к 100-летию Юрия Никулина по мотивам вдохновившей меня одноименной цирковой программы и очень тонкая серия «Чувственность» о романтических отношениях мужчины и женщины. Непростой 2022 год для меня стал переломным в творчестве. Все так стремительно менялось, порою казалось, что земля уходит из-под ног. Я искала свою опору и нашла ее, как бы это ни показалось удивительным, в лаконичных серых стенах города Москвы – в зданиях эпохи конструктивизма,, являющихся функциональными и надежными символами своего времени 20-30-х годов прошлого столетия: Доме архитектора Мельникова в Кривоарбатском переулке, редакции газеты «Известия» на Тверской, Шуховской телебашне, стадионе «Динамо» и многих других. Созерцая их дождливыми осенними вечерами, я пришла к своей нынешней структурной аналитической живописи и «теплым» вязаным скульптурам. Что значит «мультидисциплинарный» художник? Художник, который может работать сразу в нескольких медиумах, например, живопись, скульптура, видео-арт, тотальные инсталляции, перформанс и многие другие. Это когда идея художественного проекта является определяющей, а художник старается раскрыть ее максимально объемно посредством доступных ему инструментов. У меня это живопись, вязаная скульптура и цифровое искусство. Однако на этом я не останавливаюсь и ищу для себя и другие средства художественной выразительности. Что вас вдохновляет на создание новой картины или экспозиции? Вдохновляет среда моего обитания – ГОРОД. Для меня Москва – это не только архитектурные ритмы, но и люди, динамика, история, это жизнь. Каждый день разный. Одну из своих графических серий я посвятила людям в метро. В течение недели каждый день утром и вечером я фотографировала людей в метро, преимущественно на эскалаторах. Что они чувствуют, куда направляются. Апрель этого года был посвящен изучению индустриального наследия в арт-резиденции Московского электрозавода. Изучать интерьеры и дворики завода, погружаться в его историю оказалось безумно интересным. Так родилась серия графики об электрозаводе. Одна из работ «Свет коридоров электрозавода» была выставлена в Музее Москвы – Центре Гиляровского на экспозиции «Первый индустриальный пленэр». Часто вдохновителями являются сами художественные институции – галереи и музеи. Так, например мои вязаные скульптуры кубики-азбука «МИКРОРАЙОН» и «КАКОЙ ГОРОД?» возникли как мое авторское прочтение идей предстоящих выставок, над которыми кураторы галерей пригласили подумать художников. Кстати, обе скульптуры сейчас представлены на выставке «История не одной буквы» в галерее «Загорье», Выставочные залы Москвы. Надежда, правда ли, что вы первая в России стали создавать вязаные скульптуры зданий? Какая из ваших работ вам больше всего нравится, или над какой вы дольше всего и кропотливее работали? Верно, мои вязаные архитектурные скульптуры первые в России, да и в мире мы аналогов не нашли. Моя самая любимая – Дом архитектора Мельникова. Прежде чем создать скульптуру и живопись, я шесть раз лично посетила Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке. Поэтому как и прототип, скульптура Дома получилась прекрасна как в камерном, небольшом формате, так и в крупном. Сколько занимает работа над одной экспозицией? Экспозиция — это целый творческий проект, поэтому бывает по-разному. От полугода, а иногда до нескольких лет. Все зависит от масштаба художественного высказывания. Начинаешь работать с одним видением, а со временем творческий проект выходит за свои первоначальные рамки и начинает жить своей жизнью, обрастает новыми смыслами. Правда ли, что на создание одной из скульптур вы потратили более 5 километров пряжи? Сколько времени заняла работа над ней? Так и есть! На скульптуру «Дом архитектора Мельникова» ушло более 5 километров пряжи! Я вязала ее специально для выставки, и была ограничена сроком в один месяц. Работа была не только масштабная, но и технически сложная. Поэтому последнюю неделю я почти не спала! Есть ли художники, которые оказывали на вас влияние, когда вы искали свой стиль и направление? Расскажите, чье творчество вам импонирует? Казимир Малевич, Константин Мельников, Александр Родченко и Варвара Степанова, Илья Кабаков, Франциско Инфанте, Марина Абрамович, Яёй Кусама. Надежда, ваши работы находятся в 80 частных коллекциях в России и Великобритании и в музее. Наверное, когда твои работы представлены в музее, это одно из главных достижений для художника? Действительно, считается, что музей – это достойная точка карьеры. Я участвовала в выставке Музея Москвы, посвященной российскому индустриальному наследию. Мой пейзаж украшает Музей Чехова и Левитана в Московской области, а скоро еще две работы пополнят коллекцию Музея Авангарда на Шаболовке. Хочу выставить свои работы в Музее архитектуры и Московском музее современного искусства, сейчас как раз работаю в этом направлении. Как ваши работы попали в Великобританию и есть ли страны, где вы планируете выставлять свои работы в будущем? Это было несколько лет назад, когда мир был другим. Одна Лондонская галерея увидела мои работы в социальной сети и пригласила к участию. А после выставки работы направились к новому английскому владельцу. А еще одну работу приобрела замечательная женщина-ценитель искусства на память о Москве. В настоящее время я сосредоточена на России. У нас такая богатая география – от Калининграда до Владивостока. У меня были выставки преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, скоро открытие выставки в Новосибирске, готовлюсь к участию в выставке в Туле. Еще так много российских городов! В будущем возможно сотрудничество с нашими восточными странами-партнерами – Китай, Индия, Казахстан. Надежда, как вы относитесь к использованию современных технологий в искусстве? Например, нейросети за считанные минуты способны написать картину, используя стили известных художников. Против ли вы такого искусства? Не заменит ли он обычных художников? К современным технологиям я отношусь положительно, смотрю на них как на новые открывающиеся возможности. Это как когда-то был изобретен первый фотоаппарат с оловянной пластиной, затем зеркальный фотоаппарат. Технологии усовершенствовались, и теперь каждый из нас имеет камеру очень высокого качества изображения в наших телефонах. Однако искусство фотографии никто не отменял и без участия профессионала оно не может существовать. Технологии – это лишь инструмент в руках мастера. Поэтому и в изобразительном искусстве во главе всегда останется креативная, уникальная идея художника. А каким образом он ее создал – руками или с помощью технологий – по сути не так важно. Художник лишь переходит от ремесленничества к цифровизации своего процесса изобретения и создания нового искусства. Какие у вас планы на будущее? Над чем работаете сейчас, или что планируете в будущем? Сейчас у меня в работе вторая часть моего проекта «Конструктивный город» об архитектуре конструктивизма. Если первая часть была посвящена Москве, то вторая – о развитии конструктивизма вширь, по всей России. Так же будет аналитическая живопись и вязаные скульптуры. Недавно у меня появилась идея создать и связанный современный город – со всей его силой и динамикой. Над эскизами к этому проекту я уже начала работу. В одной экспозиции хочу соединить две эпохи – город 100 лет назад и сейчас. Порассуждать что между ними общего, а что изменилось, куда он может развиваться дальше. Своим искусством Надежда делится в тг-канале «Город художника» https://t.me/nb_artist