Актриса курского драмтеатра им.Пушкина Мария Нестерова: «Ставить точку нельзя»
В начале сентября яркая, многогранная актриса Мария Нестерова отметила день рождения. Чествование именинницы состоится 15 октября на Большой сцене, в этот день будет показан спектакль "Восемь любящих женщин". Накануне спектакля в интервью Мария рассказала о своём творческом пути, авторском проекте, роли педагога, новых ролях, поделилась воспоминаниями. - Вы росли в творческой семье. Как это влияло на ваши детские мечты о карьере? - Не могу сказать, что это повлияло на мою профессию. Я росла в театре, в два месяца уже летала на гастроли в Кишинёв с мамой, наблюдала за работой отца, за закулисными муками творчества. Но у них сложилась своя жизнь, а у меня своя. Родители грамотно сориентировали меня на переводческое дело, отправили учиться на иняз. Я свято верила, что моё место там, учила французский. Жизнь с творческими родителями не склонила к выбору похожей карьеры, а, скорее, повлияла на моё мировоззрение, на мою образованность. Папа всю жизнь совершенствовал свои знания, постоянно читал, прекрасно знал историю, многое он передал мне. - Ваше знакомство с театром произошло в раннем детстве. Как менялось с годами представление о нём? - С одной стороны, театр сильно изменился как явление. Он идёт в ногу со временем, и это естественно. Сейчас мы уже не можем позволить себе играть, как когда-то играли артисты в 30-ых. Зритель даже смотреть не станет. Но с другой стороны, во мне заложено фундаментальное знание о том, каким театр должен быть, его основа, этика, организм. Поэтому меня очень трудно сбить с толку. Я твёрдо знаю, что хочу видеть в любом театре. Это иммунитет к пошлости, к чистой коммерции. Все мы зарабатываем деньги, но при этом мы обязаны делать свой продукт качественно, так, чтобы не стыдиться. Люди должны испытывать эмоции от спектакля: смеяться, плакать, переживать. Я считаю, что основная задача театра – не скатиться до подлости и пошлости. - Вы упомянули, что учились на факультете иностранных языков, но потом, оставив это направление, поступили в театральный. Что повлияло на это решение? - Я тогда не понимала, что это серьёзный шаг. Мне было 19, и я не думала о последствиях, о том, как это повлияет на родителей, на мою жизнь. Поступила легко, спонтанно, без подготовки, с другом за компанию. Мама была космически талантлива от природы, и какой-то процент передала мне. Это и увидели, когда принимали в институт. Поступала я в тайне от семьи, никто за меня не просил, значит, действительно во мне что-то разглядели. - Часто задумываетесь, как бы сложилась жизнь, если бы не тот спонтанный шаг? - Постоянно. У меня бы была кардинально другая жизнь. Она была предопределена: я стала бы очень обеспеченным человеком, могла работать за границей, была такая возможность. В школу бы работать не пошла, это не для меня, как показала университетская практика, осталась бы переводчиком. Но я всё перечеркнула, поэтому сижу и с вами разговариваю. Я об этом не жалею. - Помните свой первый спектакль на курской сцене? - Помню. Я приехала на втором месяце беременности, но об этом никто не знал, не принято было на ранних сроках делиться подобными новостями. Повесили распределение, узнала, что мне дали главную роль в спектакле «Дверь в смежную комнату». Партнёрами для меня тогда стали хорошие актёры: Зорькин, Поплавский, Стасенко, Мордовская. Для спектакля мне надо было ходить в полуголом виде, драться, бегать на каблуках, падать. Сейчас думаю: какая же моя мама стойкая! Она знала о сроке, но ничего не сказала даже на премьере, когда я была уже на четвёртом месяце. Наверное, потому что сама актриса. Не знаю, о чём я тогда думала. - Легко ли было совмещать роль мамы с ролями на сцене? - Мне в этом отношении повезло. Папа не артист, мог вечерами помогать и сидеть с дочерью. Когда нигде оставить не получалось, мы брали её с собой в театр. Она так же, как я, сидела по цехам, по гримёркам, плакала, смеялась – росла. Было проще, потому что я родила, будучи задействованной в одном спектакле. Если бы работала уже несколько лет и была занята в репертуаре, тогда не знаю, как бы справлялась. Когда количество спектаклей увеличилось, схема была уже отработана: помогает мама; если мама занята в репетициях вместе со мной, то папа; если папа работает, то крёстная. Быстро в нашей жизни появился детский сад. Я не помню, чтобы страдала в те годы. Да, сложно, а кому было легко? Главное счастье – любимый ребёнок рядом, родители всегда на подмоге. - Были ли у вас роли на сопротивление? Что давалось тяжело? - Конечно, постоянно. Были роли, будто для меня написаны, были и на сопротивление. Когда я проработала три года в театре города Владимир, поняла, что времена меняются, и пора отходить от амплуа. Актёр должен уметь всё. С тех пор смотрю на роли иначе. Вопрос «Как я могу это сыграть-то вообще?» отпадает сам собой. Могу. Для любого образа важна работа, нужно читать, смотреть, а сегодня для изучения масса возможностей благодаря интернету. Пока гаджетов не было, я жила в читальных залах. Именно роли на сопротивление с годами я больше всего вспоминала и любила. Когда трудишься больше, тогда и любишь больше. - Расскажите о читке пьес. Как зародилась и развивалась идея проекта? Были ли сомнения о том, насколько зрителю понравится такая форма? - Сомнений не было. Когда я впервые в 2015 году узнала о читках у чешских коллег благодаря интернету, я опробовала форму на своих студентах. Поняла, что это интересно и самим читающим, и зрителю. В те годы у меня были концерты, я играла на гитаре и пела , и в одной АРТ-кафешке решила почитать пьесу. Я попросила Сергея Репина, мы отчитали и увидели заинтересованность и потрясение в глазах зрителя. Дуэтом сработали с Эдуардом Барановым – реакция та же. Стало очевидно, что идею нужно нести в театр. Я пошла к Юрию Валерьевичу, обратилась в СТД, получила добро. Первая читка была по пьесе «Женитьба Бальзаминова», обратная связь дошла до нас мгновенно, зрители звонили, писали, благодарили. С тех пор я каждый раз задумываюсь над формой, мы добавляем костюмы, музыкальное оформление, видеоряд – изюминку. Читка – моё творчество, в которое я могу привнести что-то новое. Сейчас в репертуаре две читки, но планы этим не ограничиваются. - Вы говорили, что работа в школе не для Вас, но актёрскому мастерству Вы обучаете. Вам приходилось говорить ученикам: «Это не твоё»? Было сложно? - Такие диалоги случались часто. Но подобное прямо стоит говорить тем, кто планирует профессионально развиваться в этой сфере. Если пытаться донести мысль до тех студентов, что пришли заниматься для себя, надо быть мягче, выражаться завуалированно. Люди хотят получать удовольствие на сцене в качестве хобби, значит, моя задача – дать им роль. Но иногда смотрю и понимаю: не может, не дано. Тогда сложность заключается в подборе образа, пусть второстепенного, возможно, без слов, но такого, чтобы он попал в характер, в недостатки или особенности самого актёра. Несколько раз мне приходилось поднимать тему ухода студента из группы. Были обиды. Многое зависит от характера, он проявляется в процессе. Часто человек приходит «никакой», но проделывает над собой такую работу, что вырастает на глазах. - Нередко, говоря о Вас, упоминают Вашего отца Виллена Нестерова, театрального художника. Как Вы относитесь к образу дочери своего отца, что создают коллеги и СМИ? - С годами всё реже слышу эти сравнения. Но я действительно дочь своего отца. Я не могу сказать, что он старался для моей карьеры, наоборот, настаивал на самостоятельном развитии. Всё, что я имею, я имею с одобрения родителей, но своим трудом. Единственный раз, когда они мне помогли случился при трудоустройстве посреди сезона в Курский драматический театр. Папа молчал в театре, но выговаривал мне дома. Даже с серьёзными ролями в репертуаре я слышала как похвалу, так и критику. Он был строг. Но я дочь своего отца, его копия. Год за годом смотрю в зеркало и удивляюсь: это ж папа сидит! Только горжусь этим, он великий человек. - Вы часто бываете на гастролях. Есть у курской сцены, у курской публики особенности? - Люди везде принимают и любят, раз они пришли в театр. Не по своей воле в театре оказаться сложно.Мне кажется, что посещает спектакли малая часть населения, это одни и те же лица. Замечаю, что нашему зрителю сегодня нравится всё. Аудитория одинаково воспринимает совершенно разный материал. Должно ли быть так? Сложный для меня вопрос. Однажды я играла в спектакле «Слепые» Метерлинка во Владимире. Это была премьера, и мы посчитали, что провальная. Артисты стояли на поклоне большим коллективом, включая местных звёзд, в полной тишине. Только когда мы развернулись уходить, в спину ударили овации. Выяснилось, что происходящее на сцене так впечатлило людей, что какое-то время они были в оцепенении. Это уникальная реакция потрясения до тишины, которая дорогого стоит. - Над какими образами сейчас трудитесь? - В начале сезона сыграли «Доктора философии». Я считаю, прекрасный спектакль. Добрый, умный, весёлый, без пошлости и грубости. Я «сказочная» актриса. Сейчас играю очередную мышь. Раньше была злодейкой Мышильдой в «Щелкунчике», а теперь стала аристократичной белой мышкой Виолеттой в октябрьской премьере для детей «Все мыши любят сыр». Ставит спектакль Александр Сергеевич Швачунов, работать с которым для меня – удовольствие. На репетициях царит атмосфера лёгкости, фантазии, совместного творчества. Следующая роль, которую я считаю настоящим подарком, - образ мачехи в новогоднем спектакле «Морозко», моей любимой сказке с детства. Я не могла об этой роли даже мечтать, но получила. На следующие спектакли распределения пока нет. - Процесс создания детских спектаклей отличается от работы над репертуаром для взрослой аудитории? - Конечно, есть разница. Мы постоянно удерживаем в голове, что работаем для детей. Для них нужно выдавать максимум правды, дети сразу замечают ложь и фальшь, никакой обман не пройдет. В прошлом году я играла злобную Мышильду так, что дети в первых рядах плакали от страха. Если я зло, то по полной программе. И так во всём. . Важную роль играет яркое, достойное зрительное воздействие, что ложится на плечи наших художников, костюмеров, гримёров. Детей надо удивлять! - Есть ли какие-то проекты, роли, задумки, которые пока не удавалось реализовать в театре, но хотелось бы? - Я человек суеверный, потому не очень люблю озвучивать свои планы раньше времени, но задумки, конечно, есть. Надеюсь на реализацию одной из них после Нового Года. Хочется много и плодотворно работать, это главное. - Уже пройдён долгий и разнообразный творческий путь. О чём Вы думаете, оглядываясь на него? - Грущу. Время неумолимо летит. Кажется, буквально вчера был прошлый юбилей, а прошло уже пять лет… Это не укладывается в голове! Я уже не Маша, а Мария Вилленовна, а в театре появляются новые, молодые, талантливые лица. Творческие итоги подводить нельзя, ставить точку нельзя, впереди ещё много работы. Работе быть, пока мы можем ходить!
Два БПЛА сбиты над Курской областью за ночь