Войти в почту

Митрополит Климент: У ребенка есть вопрос, и он для него важный

Последнее в меньшей мере относится к детям. Когда у них возникает какой-либо вопрос, то они хотят обязательно найти ответ. Спрашивают родителей, учителей, а если те не ответят, то обращаются к Богу. Писатель Михаил Дымов собрал такие вопросы и опубликовал в книге «Дети пишут Богу». И вопросы эти довольно важные для каждого человека, а не только для детей.

Митрополит Климент: У ребенка есть вопрос, и он для него важный
© Вечерняя Москва

Алик из 2 класса, не найдя ответ, обращается к Богу с таким вопросом: «Почему Ты одним помогаешь, а мне нет?»

Господь заботится о каждом человеке. Но Он — не волшебник, не золотая рыбка, чтобы исполнять человеческие желания. Он знает, кому из нас что полезнее. Иногда человек не воспринимает свою неприятную ситуацию как помощь Божию, потому что у каждого из нас свое представление о том, что для нас хорошо и в чем нам сейчас Господь должен оказать помощь. А у Бога — Свое видение жизни человека. Он помогает ему не с точки зрения временных интересов и пожеланий, а с точки зрения вечности, в которой каждый из нас окажется. На самом деле, важен только один вопрос: в каком состоянии мы там окажемся? Вот Господь и посылает каждому такие условия, в которых человек может преодолеть именно свои душевные недуги. Я с моими братьями научился ходить в храм и молиться, когда мне было 6 лет. Тогда у мамы был инфаркт миокарда, и мы стали ходить в храм, ездили в Лавру, просили священников молиться за маму и сами дома молились, и Господь ей помог, она выздоровела. Через два года инфаркт у нее повторился, и врачи говорили, что она не проживет и 4 дней. Мы опять ежедневно стали молиться, за ее здоровье заказывали молебны в храме, в Троице-Сергиевой лавре и других монастырях. И Господь сохранил ей жизнь. Тогда ей было 45 лет, и перенесла еще несколько инфарктов, а прожила 102 года. Почему ей Господь допустил болеть, а она с детства верила в Бога, чтобы мы, ее дети, тоже обрели веру и научились молиться.

Бог действует по Своей любви так, чтобы каждому это было полезно, а не приятно. Не всегда полезное бывает приятным. Как уколы, к примеру, или операция. Но если мы ищем в Боге не исполнения своих желаний, а спасения, тогда говорим Ему: «Господи, да будет воля Твоя». И даже если просим Господа об исполнении своих желаний, всегда добавляем: «если это на пользу мне», потому что то, что посылает Господь, всегда для человека будет лучшим вариантом. Ведь Бог знает, что нам полезно, еще прежде нашего прошения.

Иногда дети задают вопросы, над которыми задумываются и взрослые. Так, первоклассница Юля спрашивает у Бога: «Можно ли мне не умирать, а?»

По телу – нельзя, а по душе – и так никто не умрет. По телу мы умираем, потому что тело наше смертно, оно материально, и как всякая материя подлежит разрушению. Это — данность для всех людей. Но данность не от Бога. Человек сам себе устроил такую жизнь. Хотя Господь предупреждал Адама, что, если он нарушит Его запрет и прежде времени вкусит запретный плод, смертью умрет (см. Быт. 2:16-17). Но Адам пренебрег запретом Бога, решил прислушаться к совету дьявола и выбрал не путь жизни с Богом, который привел бы его к вечности, а путь самости, жизни без Бога, который привел к смерти его и всех его потомков.

Это была настоящая катастрофа, великая трагедия. Адам был обманут дьяволом, послушался его и вследствие этого стал его рабом и получил другие тяжелейшие последствия своего выбора. Самое страшное — своим выбором человек отделил себя от Бога, удалился от источника жизни, потерял блаженство, которое он имел от общения с Богом. Смерть — тоже страшное последствие. Даже то, что люди страшатся смерти, стараются всеми способами ее избежать, хотя бы отодвинуть, говорит о том, что Бог смерти не творил. Она вошла в жизнь всех потомков Адама после его страшного выбора между Богом и дьяволом в пользу последнего. А потому всем нам надо пройти через опыт умирания.

Отнесемся к этому переходу от жизни земной в жизнь вечную со всей серьезностью. Но не будем преувеличивать свои страхи в этом плане. Вспомним, как писал апостол Павел: «я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией, во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39).

Это состояние — разлученности тела и души, будет не навсегда, а до всеобщего воскресения. Тогда воскреснет тело, и душа, которая не умирала, соединится с ним. Главное-то в том, чтобы человек, после своего воскрешения, оказался с Богом, в Его Царстве, в радости общения с Богом. И это уже будет навсегда.