В Ленинских горках наградили победителей конкурса "Доживем до понедельника"
8 октября в Ленинских Горках - сегодня это музей-заповедник, а когда-то здесь действительно восстанавливался после покушения, а позднее и жил Владимир Ленин - уже вовсю разгулялась осень. Но ни бесконечно крапающий дождь, ни слякотный ветер не помешали провести в этом живописнейшем (и все еще зеленеющем) месте церемонию награждения конкурса "Доживем до понедельника" - благо веранда усадьбы надежно укрыта от всех ветров.
Напомним, результаты конкурса были уже объявлены чуть раньше - по его итогам шесть победителей-резидентов целых три недели проведут в музее-усадьбе "Горки Ленинские" на полном, как в таких случаях говорят, обеспечении - и наверняка смогут как следует поработать над своими произведениями. Так что их собирать не пришлось - а вот остальных победителей, которые не претендовали на участие в писательской резиденции, мы 8 октября заботливо доставили в Горки - кого физически, а кого посредством видеосвязи.
Собственно, по видео к нам подключился и шеф-редактор портала "Год Литературы", писатель и переводчик Михаил Визель - во время церемонии он находился во Владивостоке на фестивале "Красная площадь. Дальний Восток", но ни расстояние, ни часовые пояса не помешали ему поздравить Марию Титову, которую жюри отметило за рассказ "Узор". Попутно Визель анонсировал мастер-класс (победителей, не выбравших в качестве приза резиденцию, ждет онлайн мастер-класс от Павла Басинского, Михаила Визеля и Екатерины Барбаняги) и успел напомнить победителям об их писательской, с позволения сказать, миссии: "Мы живем в такое время, когда происходят большие процессы. И мы должны как люди, работающие со словом, как-то поправлять эти процессы". Дополнительную похвалу Титова получила и от Татьяны Шипиловой, редактора "Года Литературы", которая в этот день по совместительству стала ведущей церемонии: "Это рассказ, в который проваливаешься".
Павел Валерьевич Басинский. Фото: Сергей Михеев / РГ
Следом Валерия Юсупова, редактор издательства "Metamorphoses", анонсировала работу с резидентами, по итогам которой издательство подготовит и издаст сборник, в который войдут тексты всех десяти победителей. После чего наградила Людмилу Филину, самую взрослую победительницу нашего конкурса.
После чего микрофон захватил писатель Павел Басинский - вместе с Михаилом Визелем, писателем, ректором Литературного института Алексеем Варламовым и редактором отдела культуры "Российской газеты" Игорем Вирабовым он состоял в жюри конкурса. А потому без труда - и, кажется, не без удовольствия - рассказал о работах трех победителей, которые в этот день были с нами виртуально.
"Учитель - это более широкое понятие, учитель - это жизнь, - начал Павел Валерьевич о рассказе Анны Музыкантовой "Мамина батарейка", занявшем в потоке без резиденции третье место. - Учитель может нанести травму человеку на всю жизнь, а может сделать его на всю жизнь. И вот этот рассказ - он удивителен тем, что начинается он с того, что мама не занимается ребенком. Но конец рассказа совершенно другой - оказывается, что дочь должна давать маме, потому что она работает кардиологом, она спасает людей. <…> Очень сильный, очень мудрый рассказ - я рад, что он стал призером.
Музыкантова даром что из Архангельска - на связь вышла из Петербурга. "Я никогда ничего не пишу под конкурс - у меня уже было это произведение, оно родилось недавно", - рассказала Анна. И добавила, что рассказ написала фактически за ночь - и получилось, как мы убедились, крайне здорово.
Серебряного призера, Владимира Фиалковского и его рассказ "Нестраховой случай кота Моисея", Басинский аттестовал следующим образом: "Поразительный рассказ. Самое трудное в литературе - заставить читателя смеяться и плакать. И вот Фиалковскому удается и то и другое".
Фото: Сергей Михеев / РГ
Автор, поблагодарив жюри за высокую оценку, вторил Музыкантовой: "Писатель - я это слово произношу всегда с таким благоговением. Я считаю себя рассказчиком, а не писателем. <…> На самом деле тоже под конкурсы не пишу - и совершенно случайно придумал эту историю".
Ну а анализ рассказа-победителя "Малахитовый "Кунгур", который написал Валентин Юрьев из Перми, Павел Валерьевич начал прямо с эпиграфа: "Грязные слезы мальчишечьи я никому не отдам", - процитировал Басинский, отметив, что эта строчка не откуда-нибудь, а из творчества рэпера Хаски. - Это рассказ о том, как двое мальчишек ходили в сельпо, где стоял баян. А что такое баян для села - надо понимать, это орган. Это элита - Моцарт, Рахманинов, Рихтер. И два этих пацана мечтают купить этот баян. <…> Очень профессиональный рассказ".
"Благодарю за высокую оценку", - отозвался Юрьев. Рассказал, что он уже 15 лет занимается преподаванием: "Других записей в трудовой книжке у меня нет". И добавил, что "не далее как две недели назад [он] был на конгрессе преподавателей русского языка, [видел преподавателей из разных стран]. Именно там я смог понять мягкую силу русского языка, который пленяет умы".
После чего наградили победительницу читательского голосования Елену Николаенко из Липецка - ее текст получил целый 41 процент голосов. "Рассказ удивительный, лиричный", - поделилась Татьяна Шипилова. Победительница в свою очередь выразила радость, что удалось увидеться с другими победителями - и призналась, что "в своей литературной деятельности я поэт - прозу я пишу совсем недавно. Поэтому я рада, что ее так высоко оценили - значит, мне стоит двигаться в этом направлении".
Следом за Еленой в читательском голосовании шла еще одна наша победительница, Вита Градская, которая - так совпало - вдобавок получила спецприз от партнера конкурса, "Первой Образцовой типографии". "Очень сложно выбирать победителя даже для спецприза - и я восхищаюсь членами жюри", отметила Галина Устинова, советник Генерального директора "Первой Образцовой". И подарила победительнице сертификат на эксклюзивную скидку сервиса PrimePublish и репринтное издание Товарищества Сытина И.Д. "Собрание сочинений М.Ю. Лермонтова".
"Это единственный рассказ, который я писала специально под конкурс, - пошла против тренда Вита Градская. - Это реальная история - меня и моей учительницы. Поэтому я написала его за одну ночь в гостинице "Космос"". К слову, Вита - неоднократная участница наших конкурсов; берите пример.
Дальше пришел черед получать свою награду Екатерине Кривогорницыной из Якутска - к слову, всем победителям помимо диплома вручали книги и памятные призы от наших партнеров. "Когда находишься по ту сторону конкурса - это большая удача, когда находишь рассказ, с которым случается любовь, - отметила редактор "Года Литературы" Людмила Прохорова, поздравлявшая победительницу <…> У вас там был и опыт, и слово, и магия".
Екатерина Кривогорницына, автор рассказа "Речонка, Бережок, Девчонка, Рубашонка, Рюкзачок". Фото: Сергей Михеев / РГ
"Это действительно пережитое, - призналась в ответ победительница, получившая вдобавок спецприз от издательства "Искусство-XXI век" - Многие имена [Якутских писателей] сейчас забыты - но это уникальный северный язык. <…> Конечно, я дерзаю переизобрести русский язык так, как мы чувствуем его на севере. И надеюсь, у меня это получится".
Лауреаты и на этом не закончились. "Маленький, емкий, ироничный, очень смешной рассказ. Это правда было восхитительно", - сообщила собравшимся Татьяна Шипилова и позвала к микрофону Ирину Виноградову, автора рассказа "Московская ворона".
"Спасибо организаторам. За что? За то, что мы уже здесь не можем сказать, что нам мешает что-то, на что мы обычно ссылаемся дома, чтобы оправдать свою лень", - держала слово Виноградова.
После чего Надежда Котова из АСПИР рассказала о том, что проекту "Литературные резиденции" уже два года, и она очень рада, что результаты от него действительно видны, все это помогает пишущим людям: "Вся работа, которую мы делали - она не зря". И вручила приз Анастасии Ивановой, автору рассказа "Летнее солнце заполняет собой" - для которой это, к слову, как раз не первая резиденция.
Анастасия Иванова, автор рассказа "Летнее солнце заполняет собой". Фото: Сергей Михеев / РГ
Конкурс "Доживем до понедельника" организован порталом ГодЛитературы.РФ (спецпроект "Российской газеты") совместно с Ассоциацией союзов писателей и издателей России (АСПИР), при поддержке "Первой Образцовой типографии" и издательств "Омега-Л", Metamorphoses и "Искусство-XXI век". Конкурс был приурочен к Году педагога и наставника.