Дар, которым обретается свобода
Желая помочь утопающему в грехе человечеству, Господь устанавливает таинство Миропомазания (Деян. 2:1—11; Ин. 7:37—39; Лк. 24:49). В нем христианин обретает дар Святого Духа для возрастания в вере и спасения.
Даже самый благочестивый человек не может самостоятельно достичь вечной жизни. Это происходит вследствие того, что все люди подвержены греху, а, следовательно, и лишены славы Божией. Только по дару благодати Христовой через Крестную Жертву Спасителя верующие могут оправдаться и избавиться от вечной погибели (см. Рим. 3:24). Примечательно, что даже апостол Павел, ревностный проповедник Евангелия, рассчитывает обрести Господа не своими добрыми делами. Понимая, что человеческих усилий недостаточно, он надеется лишь на праведность «от Бога по вере» (см. Фил. 3:9).
Миропомазание совершается сразу после Крещения. Священник, произнося слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь», — крестообразно помазывает миром лоб человека, тем самым освящаются мысли; грудь — это свидетельствует об освящении желаний; губы, уши и глаза — таким образом освящаются чувства верующего. Помазание же рук и ног означает благословение христианина на совершение добрых поступков. Как и Крещение, помазание освященным миром совершается только один раз в жизни человека.
«Личная Пятидесятница верующего», — так характеризует Миропомазание протоиерей Александр Шмеман. Изначально таинство дарования только что крестившимся Святого Духа апостолы совершали через возложение рук (Деян. 8: 14—17; 19: 2—6). По мере многократного увеличения христиан епископы утратили возможность лично совершать таинство над каждым верующим. Тогда в Церкви было введено святое миро — особое ароматическое масло, освящаемое предстоятелем или местоблюстителем автокефальной церкви. Оно распределяется через епархиальных архиереев по храмам, и уже только этим миром священник может помазать новокрещенного.
Это таинство имеет особое значение в христианстве. Слово «hrisma» с греческого переводится как помазание. Как Христос, имея в Себе полноту Божества (см. Кол. 2:9), явился истинным Помазанником, так и именующие себя христианами освящаются миром и тем самым принимают благословение от Бога.
Основное призвание верующего заключено в уподоблении Господу благодатью Святого Духа. Ее действием, словно блистанием молнии, все освящается в человеке, «сердцу возвращается чувство, и воля пробуждается от беспечности», — отмечает духовный писатель архимандрит Георгий (Тертышников). Благодать освобождает верующего от плена греха и помогает ему украситься добродетелями.
Для этого лишь требуется проявление воли верующего, стремление не только на словах, но и на деле доказать любовь к Христу. Как отмечает святитель Феофан Затворник, человек призывается к спасению даром, но первые шаги требуют от него уже личных усилий.
Чем больше христианин подвизается, чтобы приобрести благодать, тем ярче ее сияние наполняет душу человека. Из его сердца извлекаются причиняющие боль греховные пристрастия. Благодать исцеляет, живит, дарит независимость от порока и наполняет верующего радостью. Как отмечает апостол Павел, «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).