Депутаты хотят ужесточить правила пользования электросамокатами в Петербурге
<p><strong>Депутат Законодательного собрания Санкт–Петербурга Алексей Цивилёв предложил обратиться к главе правительства РФ Михаилу Мишустину с предложением внести в Правила дорожного движения (ПДД) дополнительные ограничения, касающиеся использования средств индивидуальной мобильности (СИМ).</strong></p> <p>Предлагается запретить использовать СИМ вне специально оборудованных площадок лицам, не достигшим 18 лет, предусмотреть запрет движения на самокатах по тротуарам совместно с пешеходами и не допускать до поездок людей в состоянии аффекта (опьянения, воздействия лекарств, снижающих внимание, и т. д.).</p> <p>Вице–спикер ЗакСа Павел Иткин в свою очередь представил проект закона "О запрете использования средств индивидуальной мобильности, предоставляемых в аренду, на территории Санкт–Петербурга". Табу предполагается ввести на 3 года, с 1 января 2024–го по 1 января 2027 года, а за это время разобраться с регулированием.</p> <h2>Место для дискуссий</h2> <p>Стоит заметить, что депутат Цивилёв занимается этой темой давно и в феврале 2023 года уже обращался в Минтранс с просьбой приостановить вступление в силу поправок в ПДД, регулирующих использование СИМ, чтобы доработать их в соответствии с его предложениями. Однако получил отказ. В ответе Минтранса (есть в распоряжении редакции) напомнили, что в предыдущей редакции ПДД пользователи СИМ приравнивались к пешеходам. Это вносило немалую сумятицу в регулирование, так как фактически человек на электросамокате или моноколесе, разумеется, сильно отличается от пешехода. Соответственно, приостановка действия новой редакции ПДД восстановила бы эту путаницу. Зато поддержку депутатским инициативам оказывают представители Следственного комитета, которые тоже выступали на заседании регионального парламента.</p> <p>Председатель ЗакСа Александр Бельский призвал действовать осторожно, чтобы ненароком не ликвидировать кикшеринг в городе полностью. "На сегодняшний момент создана рабочая группа городов федерального значения, в которую вошли представители Севастополя и Москвы. Там мы достаточно серьёзно углубились в проблему. Может быть, некоторые коллеги не понимают, но уже более 70% — это самокаты, которые берутся в ренту", — добавил он.</p> <p>Глава фракции КПРФ Роман Кононенко, напротив, горячо поддержал идею полного запрета электросамокатов. "Сам лично не страдал, но пострадала моя супруга. Три года назад её очень сильно сбили. И буквально несколько дней назад у меня перед глазами была детская коляска, и самокат пролетел буквально в нескольких сантиметрах. Я считаю, что электросамокаты представляют большую опасность для нашего города", — подчеркнул он.</p> <p>Глава фракции СРЗП Марина Шишкина прокомментировала ситуацию в своём telegram–канале: "Оставить самокатчиков на тротуарах — страдают пешеходы. Вытолкнуть их на проезжую часть — они сами попадут под колёса автомобилей. Запретить, как в Париже? Тоже крайняя мера. Сейчас в Петербурге разрабатывается велоконцепция. Надеюсь, что её проект будет подвергнут широкому общественному обсуждению, в том числе и на площадке Мариинского дворца. Она должна дать ответ: будет ли СИМ средством развлечения или городским транспортом?"</p> <h2>Убрать с тротуаров</h2> <p>По большому счёту действующие сейчас поправки к ПДД закрепляют правила, по которым существовал кикшеринг до их введения. Поэтому для компаний пока принципиально ничего не поменялось. Что касается новых предложений, то с некоторыми из них бизнес соглашается, по каким–то предлагает альтернативные решения.</p> <p>"На тротуарах в центре города действительно передвигаться нельзя. Компромисс прост — нужно создать условия для движения по правому краю проезжей части. Для этого нужно уменьшить скорость автомобилей до 50 км / ч или ниже и отменить "нештрафуемый порог" 20 км / ч. Это спасёт жизни всех — и автомобилистов, и пешеходов, и пользователей СИМ. А ещё лучше оборудовать велополосу или велодорожку. Для этого депутатам необходимо поддержать велоконцепцию, которую сейчас разрабатывает комитет по транспорту", — считает исполнительный директор ассоциации "Пошли–поехали" Герман Мойжес.</p> <p>Пресс–секретарь кикшеринга Whoosh Денис Балакирев рассказал "ДП", что инициатива депутата Цивилёва проходит обсуждение с сервисами, и это наиболее конструктивный путь. "Не со всеми пунктами мы согласны. Аргументируем, ищем оптимальные варианты, которые не повлияют на транспортную модель использования самокатов, помогут кикшерингу приносить ещё больше пользы городу. Инициативы, которые направлены на запрет аренды электросамокатов, вызывают больше вопросов. По сути они призывают отказаться от кикшеринга в пользу частных СИМ", — говорит он.</p> <p>Стоит отметить, что кикшеринговые самокаты, в отличие от частных, имеют обязательные ограничения скорости и мощности, номерные знаки, зоны автоматического снижения скорости и запрета на поездки. К тому же у сервисов нет анонимных поездок, есть безусловная страховка, система правил и штрафов, сервисные команды, флот проходит регулярное техобслуживание.</p> <p>В пресс–службе кикшеринга "Юрент" отмечают, что поддерживают меры, которые позволят сделать электросамокаты более безопасными: например, введение жёсткой административной ответственности для водителей СИМ в состоянии алкогольного опьянения.</p> <p>"Мы за введение ОСАГО для водителей СИМ. Все поездки с "Юрент" уже в этом сезоне застрахованы: есть базовая страховка, включённая в каждую поездку, по которой страхуется здоровье пользователя во время поездки, а также расширенная, которая покрывает в том числе ущерб здоровью и имуществу третьих лиц, например при ДТП", — рассказали там.</p> <h2>Тише едешь</h2> <p>Не стоит забывать и о правовых аспектах. "Во–первых, запрет оборота услуг или товаров — это нарушение Конституции. В данном случает это также лишит людей транспорта, к которому многие привыкли. Во–вторых, в ситуации запрета произойдёт лавинообразный вал покупок частных СИМ, которые по сути находятся в серой зоне (неясно, кто ими владеет, кто и на какой скорости на них передвигается)", — указывает директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.</p> <p>Она считает, что внимание инициаторов полного запрета шеринга самокатов стоит обратить именно на это. Ведь если люди массово пересядут на личные самокаты, то число ДТП в городе вырастет в разы, а установить личности их участников будет почти невозможно.</p> <p>Напомним: в сентябре Минтранс подготовил проект дорожной карты для владельцев электросамокатов. Предполагается, что их обяжут регистрировать свои СИМ в федеральном реестре, останавливаться по требованию ГИБДД, проходить медицинское освидетельствование на состояние опьянения и соблюдать жёсткий регламент в случае ДТП. Также вводится система идентификации владельцев или водителей СИМ. 1 марта в силу вступили поправки к ПДД, которые запретили владельцам любых электросамокатов развивать скорость выше 25 км / ч, выезжать на автомагистрали.</p> <h2>Культура вождения</h2> <p>Подводить итоги сезона для кикшеринга пока рано, но очевидно, что спрос продолжает расти. "В прошлом сезоне петербуржцы проехали более 20 млн км на самокатах сервиса, что почти на 40% больше, чем годом ранее. Самокатами воспользовались более 15% жителей Петербурга. По итогам этого сезона, очевидно, мы увидим значительный рост этих цифр", — прогнозирует Денис Балакирев. 4 октября в Петербурге появились самокаты компании со шлемами.</p> <p>В "Юрент" считают, что рынок Петербурга в этом сезоне вырастет на 136%. И это при том, что велопешеходная инфраструктура развивается куда медленнее, чем в Москве. Её модернизация будет существенной точкой роста: каждый новый километр велодорожек даёт увеличение спроса вдвое. "В этом году "Юрент" инвестировал более 100 млн рублей в обучение пользователей и иные проекты, связанные с безопасностью и повышением культуры вождения", — сообщили в компании.</p> <p>"Вероятно, пользователям кикшеринга стоит проходить дополнительную верификацию, получать специальные документы на разрешение управлением самокатом. Ранее была аналогичная проблема со скутерами, пока владельцев не обязали получать категорию "М". Как решить вопрос с самокатами при условии, что технические характеристики арендных средств не позволяют полноценное использование на дороге, — вопрос дискуссионный. Плюс ко всему сейчас за езду на самокате в нетрезвом виде штраф составляет всего 1,5 тыс. рублей, а ущерб, который может нанести водитель кикшеринга, гораздо серьёзнее. Дополнительное регулирование, призывающее к ответственному использованию, необходимо. При этом запрещать кикшеринг было бы недальновидно. Это отличный альтернативный вид транспорта, который подходит для поездок на короткие расстояния в сезон. Плюс это огромный пласт бизнеса, убивать который в угоду брюзжащим консерваторам в нынешние времена было бы серьёзной ошибкой. Число споров растёт не потому, что предыдущие изменения не возымели результата. Рынок растёт, и он требует большего регулирования. Но делать это нужно осторожно, чтобы не навредить бизнесу и при этом принять необходимые меры по повышению безопасности", - считает Анастасия Чумак, специалист юридической компании "Интерцессия"</p> <p> </p> <p>"Принятые меры недостаточны, вы все видели статистику. Мало того что у нас более тысячи инцидентов, так ещё и минимум 13 погибших из–за использования СИМ. А самое главное, что это неполная статистика, потому что не все инциденты попадают в учёт. Я не против самокатов, вопрос в том, как разделить потоки. Конечно, нужна инфраструктура. Весной я предлагал загнать самокаты, которые разбросаны по городу, на платные парковки. Берите с каждого за парковку половину стоимости мотоцикла. Навскидку это 1,5 млрд рублей в год. Стройте на эти деньги инфраструктуру, отдельные дорожки, разделяйте потоки, дисциплинируйте. Постепенно можно всё решить. Но вопросы же не решаются, деньги не вкладываются. Два–три года назад звучали обещания кикшеринговых компаний про вложения в инфраструктуру. Хоть что–то они сделали? Нет. Самокаты как были разбросаны по городу, так это и осталось. Поэтому здесь попытка системной работы не проходит. Встрепенулись кикшеринги этим летом, когда был инцидент и подключился Следственный комитет. Когда запахло уголовными делами, они чуть–чуть зашевелились. Бизнес не понимает спокойного языка! Существующее регулирование не работает. Поэтому наша позиция появилась не на пустом месте, - заявил Павел Иткин, вице–спикер Законодательного собрания Санкт–Петербурга</p> <p> </p> <p>"Кикшеринговый бизнес, равно как и частные СИМ, нужно запретить в центре Петербурга. Или кратно повышать ответственность. В ряде случаев, как следует из судебных актов, виновные прямо признают свою осведомлённость о нарушении правил (например, о езде вдвоём), но, понимая незначительность штрафа, сознательно идут на это. Кроме того, даже с повышением ответственности осталась непроработанной система контроля. Покинуть место ДТП на самокате гораздо проще: регистрационные номера пока ещё только предложено ввести", - предлагает Елена Менде, партнёр коллегии адвокатов "Смоленка, 33"</p> <p> </p> <p>"Правила у нас самые либеральные. До их введения закреплённая в соглашении с кикшеринговыми компаниями скорость была 15 км / ч, мы увеличили до 25 км / ч. Поэтому говорить об ужесточении некорректно: ни одного жёсткого запрета ещё не введено. В декабре мы обращались от комиссии по транспорту в Минтранс, когда только увидели проект изменений в ПДД. И получили ответ в марте о том, что они будут что–то менять исходя из статистики. В июле МВД било тревогу о массовых нарушениях по всем показателям. Поэтому сейчас разговор идёт предметно, на основе точных данных. Новые правила будут касаться всех, но понятно, что основной рынок занимают именно кикшеринговые самокаты, которые вытеснили личные. У нас 32 тыс. самокатов кикшеринга и около 15 тыс. личных", - заявил Алексей Цивилёв, председатель постоянной комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры</p> <p> </p>