Фёдор, да не тот!
В ноябре 2023 года одному из старейших строений областного центра – зданию Курского отделения Банка России, что на перекрёстке улиц Ленина и Челюскинцев, исполняется 110 лет. Мало кто знает, что у самого здания очень интересная история. Мы начали рассказывать её в прошлом номере и продолжаем в этом. Если заглянуть в историю старого Курска, то в ней можно найти неточности. Так, например, с лёгкой руки Владислава Габеля и Ивана Гулина, авторов изданного в 1951 году путеводителя по Курску, укоренилось мнение о том, что самое красивое здание в Курске, где ныне размещается Отделение по Курской области Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, построено по проекту известного архитектора Фёдора Лидваля. Историческая справедливость была восстановлена с подачи кандидата исторических наук Людмилы Кузнецовой в начале нулевых. Именно она обнаружила архивные материалы, открывшие для Курска истинного автора проекта здания отделения Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков в Курске. Имя его, как и у Лидваля – Фёдор. Но речь идёт о Фёдоре Осиповиче Ливчаке – архитекторе из Симбирска. Но обо всём по порядку. Сын «русского Эдиссона» Будущий архитектор Фёдор Ливчак родился 8 июля 1878 года в Вильнюсе (по старому Вильно) в многодетной семье австрийского подданного Осипа (Иосифа) Николаевича и Иозефы Домиановны (Софьи Николаевны) Ливчак. Отец будущего архитектора Иосиф Николаевич Ливчак известен как изобретатель типографской матрицевыбивальной машины – стереографа, универсального прицельного станка и оптического прибора диаскопа, указателя пути и скорости движения локомотива и не только. За вклад в развитие полиграфии, приборостроения, военного искусства и транспортного машиностроения он был награждён большой золотой медалью Парижской академии и золотой медалью имени Бородина Русского технического общества. Д.И. Менделеев называл Иосифа Николаевича Ливчака «русским Эдиссоном». Фёдор в раннем возрасте проявил выдающиеся способности к рисованию и, окончив Виленское реальное училище, в 1898 году поступил на отделение живописи академии художеств. Будучи непригодным к службе в армии с сентября 1900 по июнь 1904 года отлично учился в Санкт-Петербурге – в Институте гражданских инженеров на архитектурно-строительном факультете. В 1902 году молодой человек переехал в Смоленск, где был назначен на должность младшего инженера строительного отделения Смоленского губернского правления и «обнаружил хорошее знание дела и отличился в высшей степени добросовестным и аккуратным исполнителем возложенных на него обязанностей…». В 1906 году вместе с женой и тремя детьми Фёдор Осипович приехал на новое место службы – в город Симбирск и начал работать в должности городского архитектора Симбирской городской управы. Именно в Симбирске проявился его архитекторский талант. Один за другим в городе появляются построенные по его проекту здания: доходный дом купчихи Е.М. Зеленковой и Воскресенская церковь с домом причта на городском кладбище (1906 г.), доходный городской дом и Волжско-Камский коммерческий банк (1911 г.) – бывший дом купцов Красниковых, Симбирское отделение Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков (1909 г.), доходный дом купца Н.С. Зеленкова с кинотеатром «Ампир» (1911-1912 гг.), Общество взаимного кредита (1912 г.) и др. Признание таланта В конце XIX – начале XX века центральное правление Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков в Санкт-Петербурге, высоко оценив архитектурные способности Фёдора Осиповича, поручило ему крупные заказы-проекты по строительству отделений банков в разных городах Российской империи: в Тамбове, Курске, Кишинёве и Нижнем Новгороде. (Именно поэтому эти здания если и не близнецы, то весьма похожи друг на друга. Везде виден один архитектурный почерк.) 28 сентября (по старому стилю) 1911 года управляющий Крестьянским поземельным банком С.С. Хрипунов направил письмо симбирскому инженеру-архитектору Фёдору Осиповичу Ливчаку о постройке в Курске здания банка «в начале строительного сезона 1912 года» и просьбу об использовании для фасада здания средней части эскизного проекта варианта №1, составленного архитектором для здания Симбирского отделения. Своеобразие зодчества Ливчака заключалось в сочетании ёмких и выразительных форм и графически чёткой, строгой и вместе с тем тонкой архитектурно-художественной манеры. Суховатый рисунок и фактурное разнообразие, любовь к контрасту между плоскостью стены и изысканными декоративными элементами, часто в виде небольшого рельефа, использование в декоре классических мотивов, тяготение к строгим формам и рациональность замыслов – всё это позволяет говорить о Ливчаке как о ярком представителе позднего модерна, обладающем запоминающимся, индивидуальным почерком. При проектировании своих зданий Фёдор Осипович удачно применял архитектурно-художественный приём, используя угловую часть здания под главный вход. Поэтому стиль зодчего в сохранившихся зданиях, в их числе и банковское здание в Курске, так узнаваем. Коллективное творчество В работах по сооружению здания отделения Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков в Курске участвовало сразу несколько представителей Поволжья: автор проектирования здания – гражданский инженер Фёдор Ливчак, автор лепных работ – скульптур Лев Бенш – из Симбирска, наблюдающий за постройкой здания непременный член инженер-архитектор Павел Кикин из Самары. По рисункам и указаниям Кикина в керамико-художественной мастерской «Абрамцево» фирмы Саввы Мамонтова в Москве для украшения фасада здания банка были заказаны два губернских герба. Устройство центрального отопления и вентиляцию здания обеспечили инженеры-технологи из Харькова. А вот автоматический насос для воды и устройство громоотвода устанавливала электротехническая контора из Курска. 30 октября 1913 года управляющий Курским отделением Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков Степан Хрипунов докладывал в Петербург: «Имею честь донести, что сего числа вверенное мне отделение переведено в собственное здание из занимаемого дома Волковых, которое арендовали с 1885 года». Совместный проект Курского отделения Банка России и газеты «Курская правда» О том, какие учреждения располагались в доме для банка после революции, как оно пережило годы войны и чего стоило восстановить его практически в первозданном виде, расскажем в следующем номере.