В Нижнем Новгороде представили ораторию Генделя
В Нижегородском театре оперы и балета одну из самых знаменитых ораторий Георга Фридриха Генделя - "Триумф времени и разочарования" - согласно актуальной театральной моде, трансформировали в полномасштабный спектакль. Постановку режиссера Елизаветы Мороз и музыкального руководителя спектакля Дмитрия Синьковского, его оркестра La Voce Strumentale и квартета певцов показали в новом, притягательном арт-пространстве - в Пакгаузах на Стрелке.
В "Триумфе" - в своей первой оратории Гендель сосредоточил столько психологизма, экспрессии и театральности, что "ораторией" сочинение названо, очевидно, лишь для того, чтобы обойти папский запрет на оперные представления в Риме 1707 года... Гендель создал ораторию по подсказке друга (и на его текст), влиятельного кардинала Бенедетто Памфили во время поездки по Италии... Много лет спустя, обосновавшись в Лондоне, Гендель дважды значительно перерабатывал "Триумф" - так что первая его оратория осталась (в третьей редакции) и последней. Впрочем, композитор не раз переносил номера из "Триумфа" в другие произведения - так, ария Наслаждения Lascia la spina, cogli la rosa стала хитом Lascia ch io pianga в опере "Ринальдо", кавер версии которой сегодня стали и всемирным эстрадным хитом. Эта ария звучит в спектакле с измененным текстом, но все равно срывает аплодисменты зала.
Главная тема "Триумфа" - противостояние земного и небесного, плотского и духовного, мирских утех и стремления к возвышенным радостям. В оратории при полном отсутствии хора умопомрачительная россыпь виртуозных арий da capo и уникально красивых дуэтов, вложенных в уста аллегорических персонажей - Красота, Наслаждение, Время и Разочарование.
Три партии из четырех Гендель отдал кастратам, и только Время изъясняется тенором. Сейчас, естественно, меняется раскладка голосов: Красота - прекрасная сопрано Диляра Идрисова, Наслаждение - старательная меццо-сопрано Яна Дьякова, Время - Сергей Годин, плотный, с баритональной колористикой тенор, и Разочарование - вокальный триумф нижегородской премьеры контратенор Андрей Немзер.
Дмитрий Синьковский ведет спектакль на очень высоком музыкальном уровне с отсылкой к старинной практике, когда первый концертмейстер был одновременно и дирижером. Хотя и акустически, и сценически этой постановке совсем непросто в легком и камерном зале Пакгаузов. Ибо свои режиссерские изыскания Елизавета Мороз основывает на ключевых лейтмотивах барочного искусства: Memento mori ("помни о смерти") - Время; Vanitas ("тщетность сиюминутных переживаний") - Разочарование; Carpe diem ("лови момент") - Наслаждение.
И действо тоже помещает в перегруженную бутафорией условность барочного театра (художник Сергей Илларионов). Тут постановщица начинает плутать в собственном лабиринте символов и аллегорий, что не производят глубокого, страстного впечатления, а лишь в некоторых эпизодах, как, например, когда Красота (которой достается больше остальных) поет в обнимку с портретом Достоевского, таскает на себе гроб, а потом в него и укладывается, оставляют лишь ощущение саркастического скетча. При этом музыка Генделя, она где-то рядом, поэтому радужные иллюзии все же остаются.