Войти в почту

На Международном фестивале театров кукол в Москве выяснили, может ли страдать ИИ

Театр кукол - одно из самых древних искусств, оно пережило все прогрессы и научно-технические революции, и, кажется, перехитрило даже искусственный интеллект и все современные технологии вместе взятые. По крайней мере, у зрителей и организаторов XII Международного фестиваля театров кукол им. С.В. Образцова, на протяжении восьми дней искавших ответ на новый вечный вопрос - убьют ли технологии человеческое в искусстве, появилась надежда.

На Международном фестивале театров кукол в Москве выяснили, может ли страдать ИИ
© Российская Газета

Участники фестиваля, а это 12 коллектив из трех стран - России, Израиля и Ирана, сразу заявили: от острой темы прятаться за куклами не будем, более того, с современными технологиями попытаемся примирить классику. Так, один из хэдлайнеров фестиваля - Челябинский театр кукол привез в Москву своего "Годунова" в постановке Александра Янушкевича. Здесь играют люди, а куклы - сотни больших и маленьких голов - безмолвствуют. Или наоборот? Пушкинские персонажи их разбивают кувалдами, ловят железными цепями, играют с ними в мяч, обращаются к одной из них как к Шапке Мономаха, и - а это уже очень интересная находка режиссера - подвешивают к кокошникам, похожим на те, что мы видим на фасадах храмов эпохи Ивана Грозного и Годунова. Головы всего лишь декоративный элемент, но метафора получается жуткая. Также страшно смотреть на Григория, когда набрав в охапку бессловесного "реквизита", он произносит свой знаменитый монолог про неизбежность суда мирского и божьего суда. Еще одно, без сомнения, интересное открытие режиссера - царя и лжецаря здесь играет один актер, так обостряется конфликт - почему избранный не может быть истинным?

"Годунов" Фото: Предоставлено Театром кукол имени Образцова

Богат челябинский "Годунов" и на аллюзии. Вот царь впрягается в цепи и волочит по сцене купол, раздирая при этом зрительские души "кровавыми мальчиками", это, конечно, Высоцкий из таганского "Пугачева", который тоже пытался выбраться из цепей, как из "сумасшедшей бешеной кровавой мути". А тот самый купол временами напоминает Пепелац Теодора Тэжика из данеливской "Кин-дза-дзы". Когда же на сцене появляются головы, ссохшиеся до черепов, с которыми то и дело разговаривают персонажи - только ленивый не вспомнит Шекспира. Для Гамлета, как и для Пушкина, цель не оправдывает средства. Челябинцы все верно поняли в великой классике.

В целом, сегодня уральские кукольники на подъеме, не зря на Образцовфест помимо челябинцев, были приглашены театры из Нижнего Тагила и Перми. Тагильчане показали забавную сказку-притчу "Хочу быть волком", в которой любимые герои оказываются… в офисе, где разговоры о смене масок в современном мире звучат наиболее к месту. Пермяки же решили разобраться с ценой исключительности, взяв для этого рассказ Дэниела Киза "Цветы для Элджерона". Сцена здесь превращена в съемочную площадку, а городок создан из деталей модного конструктора. И среди всей это заведомо искусственной реальности появляется незаметный мойщик уборных, он же гений, или плод одной экспериментальной операции. Какой мойщик откажется от гениальности?

"Хочу быть волком" Фото: Предоставлено Театром кукол имени Образцова

Спектакль Пермского театра кукол был просто создан для разговора о технологии чудесного, и он же обнажил главную проблему современного искусства, которую худрук театра Дмитрий Вихрецкий формулирует ее так: "В присутствии современных технологий мы пытаемся сохранить человечность и передать человеческое тепло". Все три уральских театра с этим справились на отлично.

Справились и петербуржцы, несмотря даже на то, что один из самых ожидаемых спектаклей фестиваля - "Кыхи" Театра "Цехъ" - оказался, увы, вторичным. Здесь и "Маленький принц", и опять та самая "Кин-дза-дза" (вместо "Ку" здесь говорят "Кых", но так же приседают, разводя руки в стороны), и современные сериалы, и ток-шоу... Вряд ли это действо вообще можно назвать спектаклем, скорее кукольный стендап, с чем петербургский театр угадал, так это с темой - как сохранить свет в темные времена. Спойлер - это удается маленькому серому существу, а вот у судей, стражей порядка и смотрителей планет со светом как-то не ладится.

"Кыхи" Фото: Предоставлено Театром кукол имени Образцова

О природе света размышляют и на берегах Енисея. Красноярский театр кукол привез на фестиваль спектакль по одной из самых добрых повестей Виктора Пелевина "Затворник и шестипалый". С пелевинского на кукольный притчу перевел режиссер Руслан Кудашов. В сценографии, разумеется, немало инноваций, внедренных в мир, "имеющий границы и социальную иерархию", но, как и в работах других участников фестиваля, все "примочки" здесь быстро уходят на дальний план. На авансцене остается человек с его нравственными, духовными, психическими проблемами, потому что, как верно заметил Кудашов, "технологии они сами не размышляют, не ищут и не страдают".

"Затворник и шестипалый" Фото: Предоставлено Театром кукол имени Образцова

Закрывался Образцовфест-2023 под стать своей теме - со сцены к зрителям обратился виртуальный Сергей Образцов - образ и голос Великого кукольника был сгенерирован нейросетью. Развлекала зрителей и 4-метровая планшетная кукла. Не ради хайпа, а лишь для того, чтобы еще раз показать - если и нужны технологии в театре, то только, чтобы зрители верили в чудо. Спектакли, мастер-классы и концерты нынешнего фестиваля посетили более трех тысяч человек, столько же посмотрели Образовфест онлайн.

Кстати

На закрытии Образцовфеста после 22-летнего перерыва вручили Международную премию Сергея Образцова "За вклад в развитие искусства театра кукол". Лауреатами стали известный кукольник, создатель театра "Петрушкина слобода" Анатолий Николаевич Архипов и художественный руководитель Ивановского театра кукол Елена Энгельсовна Иванова. Они получили две номерные, шестую и седьмую, статуэтки из драгоценных металлов, созданные народным художником России Андреем Ковальчуком. Пять первых номерных статуэток были изготовлены для I "Образцовфеста" в 2001 году. Среди тех, кто тогда стал счастливым обладателем почетных призов - легендарный марионеточник Альбрехт Розер из Германии и основоположник одного из направления в театре кукол Филипп Жанти из Франции.