Умельцы оживили древний город
В День города у центра «Лира» открылась выставка памятников храмового зодчества – макеты православных сооружений представил мастер Юрий Шевляков. Здесь можно было увидеть как ныне действующие храмы – например, Преображенскую церковь, так и не сохранившиеся до наших дней фатежский собор Богоявления Господня или храм Николая Чудотворца, располагавшийся в конце XIX века в парке у железнодорожного вокзала. На храмы богаты Тема старинного Курска в творчестве мастера, известного своими работами далеко за пределами нашего региона, особенная. – Пытаюсь воссоздать атмосферу старого города, – говорит Юрий. – Черноземье было очень богато храмами. Только в центре Курска (современная улица Ленина и прилегающие к ней) до революции их было около десяти. Практически все курские храмы в старину были каменными – они более устойчивы к пожару, да и лесов в нашей полосе маловато. Деревянные храмы – это уже больше тенденция нашего времени. А вот на севере, наоборот, в старину строили деревянные храмы. Тем не менее в годы атеизма немало было разрушено и прочных каменных церквей. – Каменные храмы никогда не воплощаю в деревянных макетах, – говорит зодчий, – получается недостоверно. Лучше всего камень имитирует бисер. Для куполов мастер использует разноцветные блёстки. Облик деревянных храмов помогают воссоздать обычные зубочистки. – Не ставлю перед собой цель изобразить всё до мельчайших деталей, стараюсь уловить самую суть. И, конечно, главное, чтобы храм был узнаваем, – считает Юрий. Ему интереснее создавать те здания, которые не сохранились до наших дней, – это как попытка заглянуть в прошлое. Зодчий воссоздаёт небольшие здания по сохранившимся фотографиям и описаниям. Был случай, когда такой макет помог специалистам, воссоздающим реальный храм на севере нашей страны, лучше представить, как восстановленная церковь будет выглядеть в действительности. Но среди работ мастера встречаются и макеты современных православных сооружений. Один из макетов повторяет церковь в селе Красниково, гармонично дополнившую старинный ландшафт. Живописный деревянный храм Преображения Господня в Пристенском районе стал одним из объектов уникального туристического кластера на базе водяной мельницы. Храм был заложен в 2020 году. Сруб, изготовленный из сибирских лиственницы и кедра, был доставлен в Курскую область из Барнаула. Колокола отливали в Воронеже, иконостас изготовлен в Щигровской епархии. Создавать макеты храмов, как и печь хлеб, можно только со светлыми мыслями. Поэтому к работе мастер приступает только с хорошим настроением, когда не отвлекают другие заботы. Новые работы Юрия Шевлякова можно увидеть на выставке в городской библиотеке №5 имени Фета. Полосатые пояса Художница Наталья Каратуева по доревололюционным фотографиям изобразила уникальный курский костёл и прилегающие к нему улицы. И хотя снимки были чёрно-белыми, свои изделия курянка оформила в цвете. К слову, это не единственная работа художницы, на которой изображён старый живописный Курск. Какими в древности были сами куряне, наглядно показывает Елена Самохина. Автор занимается традиционной куклой более десяти лет и постоянно участвует в выставках и ярмарках в Курске и других городах. Её куклы в народных костюмах, в том числе Курской губернии, нравятся детям и взрослым. Кстати, одеть куклу по старинной моде – особое искусство. Нужно учесть, что раньше и сарафан, и фартук носили и девушки, и женщины, но вот головные уборы у них отличались. – Каждая часть костюма о чём-то говорит, – обращает внимание мастерица. – Например, открытый затылок у девушки свидетельствовал о том, что она не замужем. В хороводе на голову девушки надевали венок. Когда молодая особа выходила замуж, свой венок обязательно снимала и покрывала голову платком, завязывала под подбородком. Женихи же украшали головные уборы яркой деталью, например, маленьким цветочком на шляпе. В своих работах мастерица соблюдает старинный крой. У куклы-парня рукава с ластовицей, красный цвет как символ мужской силы, косые вставки на рубахе и, конечно, лапти из пеньки. Такие и сегодня плетут в деревне Саморядово – одном из островков рукоделия, где помнят и развивают традиции. Мастерица Галина Скобликова представила традиционные для нашего региона тканые пояса в полоску. Считалось, что они помогали сделать тёмные полосы жизни короче, а светлые – длиннее. На поясе украшения тоже имеют символичное значение. Например, не случайно на поясе имеется бахрома из небольших лоскутков и ниток. Существовало поверье, что, когда красавица идёт по селу, тёмные силы пытаются на неё перебежать по поясу. Но полосы на курских поясах запутывали нечисть, и злые духи скатывались с наряда девушки вниз по ниточкам махры, кисточкам или помпончикам. Вероника ТУТЕНКО Фото автора и из группы «ВК» ГКЦ «ЛИРА»