Фарид Бикчантаев ставит болгарскую пьесу в Турции
Премьера пройдет в начале октября в Государственном театре Анкары
Главный режиссер Камаловского театра Фарид Бикчантаев репетирует спектакль в Турции. В начале октября в Государственном театре Анкары (Ankara Devlet Tİyatrosu) состоится премьера спектакля "Убийство Гонзаго". Выйти на международный уровень Бикчантаеву удалось благодаря фестивалю "Науруз".
И Скороморохов с ним
"Убийство Гонзаго" написал болгарский драматург Недялко Йорданов. Пьеса написана по мотивам "Гамлета" и выстроена сообразно идеям "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" Тома Стоппарда, но рассказывает об актерах, которых принц пригласил в Эльсинор показать спектакль.
Интересно, что, помимо главрежа, в Анкару поехал и его постоянный соавтор — главный художник театра Сергей Скоморохов. Бикчантаев отправился в Турцию 20 августа.
— Актеры здесь замечательные, с легкостью откликаются на режиссерские предложения и готовы экспериментировать, — говорит Бикчантаев. — Хотя мы и работаем с переводчиком, но в основном друг друга понимаем. Сергей Геннадьевич предложил интересный визуальный образ: некоторые костюмы, например, будут расписаны в стиле граффити. Работа приближается к финалу, и хочется верить, что этот спектакль будет жить долго, и мы его увидим, возможно, на следующем "Наурузе".
Собственно, благодаря Международному театральному фестивалю тюркских народов, который прошел в июне 2023-года в 16-й раз, удалось наладить связи с турецкими коллегами.
Бикчантаев, дебютировавший как режиссер, на сцене Камаловского в 1989 году с драмой "Домовой" по пьесе Мансура Гилязова, а в 2002-м его возглавивший, также работал и в других театрах. Начал он в 1995-м с уфимского "Нура", поставив "Көз" ("Осень") Гаяза Исхаки, а через 10 лет — "Свободные сердца", то есть "Туйга ничә көн калды?" Ильгища Зайниева.
В Качаловском в 1996-м он переосмыслил трагикомедию "Весельчаки" Нила Саймона. В ТЮЗе ставил в 2001-м "Дон Жуана" (позже вернувшись к нему в родном театре). В Альметьевском театре в 1999-м Бикчантаев представил "Ак калфак" ("Белый калфак") Мирхайдара Файзи. Однако самый любимый "сторонний" театр у него — башкирский, имени Мажита Гафури. Здесь он показывал очень разные вещи: "Собаку на сене" Лопе де Вега, комедию "Мою жену зовут Морис" Раффи Шарта, "Антигону" Жана Ануя.
Сверхталантливый Йорданов
Недялко Йорданов родился в Бургасе, учился в Софийском университете имени Святого Климента Охридского по специальности "болгарская филология", немного поработал учителем, а потом 20 лет был драматургом в Бургасском драматическом театре, руководил альманахом "Море", а после стал драматургом театра "Возраждане" в Софии (за рубежом авторы могут быть привязаны к учреждению официально!). Йорданов — не только драматург, но и композитор и певец, как режиссер, работал не только в театре, но и в кино, активно работает в сфере документалистики. Выпустил более 40 поэтических сборников.
Пьеса "Убийство Гонзаго" известна на российской сцене. К примеру, спектакль ставили в новосибирском "Глобусе" (забавно, что при его проектировании за основу был взят наш Камаловский), причем в сотрудничестве с Малым театром (также любимым в Казани). Особенность его в том, что хотя здесь есть Полоний, Офелия, Горацио, главные роли здесь — у труппы актеров бродячего театра. Они ставят спектакль, который называется "Убийство Гонзаго" или "Мышеловка". Ее Гамлет ставит, чтобы убедиться: именно Клавдий убил его отца. А что случилось с актерами потом? Их судят, как участников антигосударственного заговора.
Театр Анкары был основан в 1949 году. Его особенность в том, что его постановки ставятся на разных сценах в разных районах города.
Отметим, что это не единственный опыт работы татарстанских режиссеров за рубежом. Будучи главрежем Тинчуринского театра, Рашид Загидуллин ставил в Малом драматическом театре Анкары "Sönmüş yıldızlar" ("Угасшие звезды") Карима Тинчурина. Работал с ним и Сергей Скоморохов, а балетмейстером была Салима Габдрахманова.
Сменивший его на посту Туфан Имамутдинов до переезда в Казань работал в румынском театре города Тыргу-Муреш, поставив "Женитьбу" Гоголя, "Смерть Тарелкина" Александра Сухово-Кобылина и "Калигулу" Альбера Камю, поработав и на румынском, и на венгерском языках.