Волгоградцам представили новую книгу об архитектуре Царицына

Авторитетный специалист в сфере городской архитектуры профессор Петр Олейников написал дюжину книг по истории нашего города. Недавно свет увидела книга профессора на тему, остававшуюся белым пятном волгоградской истории. Речь о царицынской архитектуре. Монографию «Царицын. Архитектура уездного города» автор представил землякам на заседании городского краеведческого клуба.

Волгоградцам представили новую книгу об архитектуре Царицына
© Волгоградская правда

Каким был разрушенный город?

Профессор Олейников – основатель и руководитель музея архитектуры Царицына – Сталинграда – Волгограда, в котором собраны макеты всех знаковых для истории нашего города-героя зданий. Все они созданы руками волгоградских студентов, учеников Петра Петровича. Этот довольно солидный музей состоит из трех залов, посвященных, соответственно, архитектуре Царицына, Сталинграда и Волгограда.

– В Волгограде существует давно уже музей-заповедник «Сталинградская битва», в котором собраны практически все сведения об этом историческом сражении, – говорит Петр Олейников. – Город был почти полностью разрушен. Но у нас со временем возник вопрос: а каким был этот самый город, который был тогда разрушен?

Так начиналась большая работа над написанием книги, посвященной архитектуре Царицына – наиболее слабо изученной странице истории архитектуры нашего города.

Профессор Олейников рассказал о самых интересных, знаковых из царицынских зданий, об их истории. Показал и слайды с их фотографиями.

– При написании книги о царицынской архитектуре главной моей задачей было узнать как можно больше об авторах проектов прежних царицынских зданий, – пояснил автор. – Здания эти известны ныне волгоградцам, как правило, по именам купцов, на чьи средства они были построены. К примеру, «дом купца Воронина», «дом купца Репникова». Об архитекторах, авторах проектов, известно было много меньше. Тогда как история царицынской архитектуры выглядит очень богатой. Вспомнить хотя бы наиболее ранний период ее – знаменитую Царицынскую сторожевую линию протяженностью около шестидесяти километров, возведенную возле Царицына для защиты от набегов на него степных кочевников. Были построены на ней четыре городка, сторожевые вышки.

Сейчас в память о Царицынской сторожевой линии на границе Городищенского и Иловлинского районов воссоздан небольшой ее фрагмент. Установлен и памятный знак. Также имеется проект создания и своеобразного музея под открытым небом Царицынской сторожевой линии, который предполагается построить в тех местах.

Эпохальным для города сооружением на конец XVIII века была Царицынская крепость. Ее окружали глубокий ров и земляной вал. У нее было 8 башен, на каждой башне пушки установлены – 43 пушки в общей сложности. Были здесь также и пороховые погреба, кухни и кузницы для городской охраны. Имелись в крепости Московские ворота – большие деревянные ворота, украшенные гербом Царицына. Ворота эти выходили на Московский тракт.

И храм, и кирпичный завод

Следующая глава книги Петра Олейникова посвящена периоду, начавшемуся в 1820 году, когда императором Александром I был утвержден план города Царицына. Документ нашел Петр Олейников при работе в Доме архитекторов Санкт-Петербурга. Наиболее полно он был претворен в жизнь на территории нынешнего Ворошиловского района. Царицынские улицы в этой части города, согласно плану, строились строго параллельно либо перпендикулярно Волге, а не как бог на душу положит, как это было ранее в Царицыне. Отводились планом площади под храмы.

– Мой любимый царицынский купец – Александр Шлыков, – продолжил рассказ Петр Олейников. – Уже хотя бы потому, что в бывшем его доме ныне находится музей архитектуры Царицына – Сталинграда – Волгограда. Родился купец в 1839 году. Отец его, колесных дел мастер, помер довольно рано, а вскоре после этого сгорело все хозяйство Шлыковых. У Александра из прежних семейных богатств осталось всего-навсего 500 рублей. Но он на них поднял свой капитал, став со временем одним из богатейших и авторитетнейших жителей города, он дважды избирался городским главой. В 1888 году в том самом доме купца Шлыкова с позволения городских властей был установлен и первый в Царицыне частный телефон.

Александром Шлыковым было возведено несколько важных для города исторических зданий в его зацарицынской части. Часть из них сохранилась поныне. В том числе, к примеру – здание нынешнего Казачьего театра, которое было изначально зданием городской чайной столовой, а затем женской гимназии. На средства Александра Шлыкова был построен Крестовоздвиженский храм, один из самых известных в ту пору царицынских храмов.

Купцом Шлыковым в зацарицынской части города был возведен также кирпичный завод производительностью 5 миллионов кирпичей в год. Из этих кирпичей и был возведен ряд зданий нынешнего Ворошиловского района Волгограда.

Самый знаменитый дом

Другой царицынский купец, Василий Рысин, был избран главным строителем царицынского собора Александра Невского, взорванного в тридцатые годы минувшего века, а ныне воссозданного в Волгограде. Сам Василий Рысин жил в Царицыне в доме, ставшем в наше время волгоградским Домом архитекторов. Правда, тогда этот дом выглядел существенно иначе.

В Ворошиловском районе, на улице Пугачевской, сохранились поныне и деревянные здания, возведенные при строительстве Волго-Донской железной дороги, четвертой по счету железной дороги в России.

– Известным в Царицыне меценатом был и Владимир Михайлович Миллер, – говорит Петр Олейников. – Им, например, была построена мельница горчичного завода.

Последняя глава новой книги профессора Олейникова названа «Самый знаменитый дом Царицына», в ту пору это был дом купца Божескова. Свой первоначальный капитал Божесков заработал на строительстве Волго-Донской железной дороги, где он работал поначалу простым землекопом. Дом этот был построен на месте бывшего оврага. Построив его, купец залез в долги. Для того чтобы выплатить их, Божесков продал свой дом купцу Воронину. В нем и разместилась со временем Царицынская городская управа.

Долго еще можно рассказывать об истории царицынской архитектуры. Но больше всего можно узнать о ней, прочитав саму книгу профессора Олейникова.

Тем временем Петр Олейников приступил к работе над еще одной книгой по истории городской архитектуры. Названа она будет «Сталинград. Архитектура 1925–1961 годов». То есть того времени, когда наш город назывался Сталинградом.