Новая выставка в Музее Рублева расскажет, что общего у святых жен и царских дочерей
Объемная по масштабам и мысли выставка отрылась в Музее Рублева. Участие в ней принимают семь крупнейших музеев страны, в том числе Третьяковская галерея и Государственный исторический музей, также древние памятники для экспозиции предоставили 24 частных коллекционера.
Чем же так привлекательна выставка, чье название, на первый взгляд, не обещает ничего сенсационного - "Святые жены"? В первую очередь, кураторов стоит похвалить за чувство погоды за окном - в нелегкие времена в России на первый план всегда выходят пророчицы и мученицы, преподобные и блаженные…
"Они чтились не только как охранительницы семейного очага, целомудрия, но и проявляли государственную мудрость, личную смелость и твердость в отстаивании веры и своего отечества, сохранении памяти погибших мужей", - подчеркивают кураторы.
Какие были имена у святых жен и как они изображались на иконах - кажется, это сегодня будет интересно не только ценителям церковного искусства.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Но есть у выставки и второй план, который точно способен привлечь тех, кто никогда древними памятниками не интересовался. Представленные в экспозиции иконописные образы, произведения мелкой пластики и графики - всего здесь 150 памятников - позволяют понять, какими женскими именами чаще всего называли своих дочерей крестьяне, князья, дворяне до 17 века, а какие стали популярны позднее.
Вот, к примеру, икона святой Кириакии болгарского мастера и Лист со Службой великомученице Варваре, конец XV - первая половина XVI века, на выставке это наиболее древние памятники. А вот икона, изображающая великомученицу Маргариту (Марину) Антиохийскую. Тут история интересная - у "победительницы дьявола", как ее описывают жития за то, что смогла одолеть лукавого при помощи медного молотка, изначально было два имени - на Востоке ее называли Мариной, а на Западе - Маргаритой. В наследнице Византии России прижилось, естественно, имя Марина. "До 16 века, - рассказывает куратор выставки Надежда Герасименко, - это имя встречается во всех слоях населения, хотя и не относилось к широко распространенным, но позже оно практически исчезло из употребления, лишь изредка встречаясь в крестьянских семьях или среди имен монахинь". Но все изменилось, когда Петр I назвал одну из своих дочерей Маргаритой, имя тут же стало модным среди дворян. Увы, дочь правителя не прожила долго, а вот имя в России прижилось, а значит, требовалась и святая покровительница.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Еще один экспонат выставки также дает понимание о нравах некоторых знаменитых семей России. Это образ равноапостольной княгини Ольги, предоставленный Третьяковской галереей. В нижней части иконы записана история, которая уверяет, что это копия с древней византийской иконы, якобы X века. Но не всегда стоит верить написанному слову. Как выясняли исследователи - образ воспроизводит картину нидерландского мастера 16 века, и картина эта изображала совсем не княгиню Ольгу, а Марию Магдалину.
Равноапостольная княгиня Ольга ( "Ольга роду русских владычица") Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
"Так в одном образе соединилась и иконографическая западноевропейская традиция, и в то же время почитание русской княгини Ольги в высших сословиях России, потому что икона эта связана с именем князей Белосельских-Белозерских, это был очень известный род в нашей стране", - отмечает куратор выставки.
Разных переплетений и загадок на выставке "Святые жены" хватает, но все же, как говорят в музее, главное, что удалось авторам экспозиции - это представить как можно больше святых жен с различными именами, "из-за чего приходилось отказываться от показа замечательных произведений, но представляющих одну и ту же святую".
К слову, некоторым именам святых жен посетители точно удивятся, ведь точно также называли девочек и в СССР, а некоторые не вышли из моды и сегодня - Эмилия, Макрина, Зоя, Лариса, Зинаида… Так что новая выставка Музея Рублева показывает, как тесно мы связаны с прошлым, хоть и кажется многим, что оно нас уже давно не касается.
Экспозиция "Святые жены" будет работать до 19 ноября.