Войти в почту

В чем причина экстренной посадки Airbus A320 под Новосибирском

Настоящее чудо, по мнению СМИ и общественности, совершили пилоты пассажирского лайнера, летевшего из Сочи в Омск во вторник, 12 сентября. После серьезной поломки на борту они филигранно посадили самолет прямо на пшеничное поле в районе Новосибирска. Из 167 человек, находившихся в салоне, никто не пострадал. Пилотам, ответственным за сложнейшую операцию, рукоплескали во время пленарного заседания на Восточном экономическом форуме с участием президента, а позже пообещали представить их к государственным наградам. «Парламентская газета» рассказывает все, что известно об инциденте, а также разбирает с экспертами его возможные причины.

В чем причина экстренной посадки Airbus A320 под Новосибирском
© Парламентская газета

«Отказала зеленая система»

Как сообщил в ходе пресс-конференции в Екатеринбурге генеральный директор компании-перевозчика «Уральские авиалинии» Сергей Скуратов, причиной аварии стал отказ гидросистемы.

«При подлете к Омску при заходе на посадку на самолете отказала зеленая гидросистема, — цитируют Скуратова РИА «Новости». В целом на самолете три гидросистемы: зеленая, желтая и голубая. Каждая отвечает за определенные параметры работы элементов самолета. В случае когда отказывает зеленая гидросистема, неадекватно работают закрылки и спойлеры.

После этого экипаж решил садиться на запасном аэродроме в Новосибирске, но не дотянул до него из-за нехватки топлива. Сейчас экипаж временно отстранили от полетов на время расследования инцидента.

Авиаэксперт Андрей Величко в разговоре с «Парламентской газетой» указал на еще одну деталь, проскочившую мимо других журналистов. По его словам, сообщения в СМИ о том, что после поломки гидравлической системы самолет стал неуправляемым, скорее всего, не соответствуют действительности.

«Я видел в некоторых источниках утверждения, что у самолета на гидравлических приводах находилась механизация крыла, то есть рули направления, высоты и так далее, — отметил Величко. — Но насколько мне известно, у современных пассажирских самолетов механизация крыла и рули приводятся в движение электроприводом. То есть даже после того, как у самолета вылилась вся гидравлическая жидкость, пилоты все равно могли маневрировать».

В целом, подчеркнул Величко, оценить со стороны, насколько верными были действия экипажа, невозможно — в этом должны разбираться специалисты, имеющие доступ ко всем обстоятельствам случившегося.

«Я могу только предположить, что самолет подлетал к Омску и начинал заходить на посадку, — отметил эксперт. — Соответственно, были выпущены шасси. После этого в какой-то момент обнаружилось, что из системы вытекла гидравлическая жидкость. Соответственно, поскольку гидравлика была нарушена, убрать их не было никакой возможности. При этом полоса в аэропорту Омска не такая длинная, как в аэропорту Новосибирска. И было принято решение следовать туда и там произвести посадку».

Но сделать этого не удалось. Во-первых, судя по сообщениям в СМИ, у лайнера в какой-то момент начало иссякать топливо. Во-вторых, передняя стойка шасси на тот момент уже была неуправляемой.

«Вероятно, как раз исходя из всех этих обстоятельств и было принято решение садиться на поле», — заключил эксперт.

«Это неслучившаяся катастрофа»

Есть, впрочем, и еще одна проблема. Так, по словам генерального директора компании «Альянса авиационных технологий «Авинтел» Виктора Прядки, в будущем отказы критически важных авиасистем могут участиться из-за недоступности запчастей для импортных самолетов.

«Поставки сейчас сильно затруднены, единственный вариант — добывать детали какими-то обходными путями по увеличенной стоимости, — отметил эксперт. — Поэтому вполне вероятно, что некоторые компании могут продлевать регламентные работы, увеличивать сроки между техобслуживанием. Тут, конечно, санкции могут очень сильно влиять на ситуацию».

При этом практику по закупке неоригинальных запчастей для самолетов Виктор Прядка назвал не лучшим вариантом.

«Если это какие-то подпольные запчасти, несертифицированные, то устанавливать их, конечно, нельзя, — констатировал собеседник издания. — Если же мы вдруг изготовили у себя полные аналоги тех или иных недоступных деталей, испытали их, присвоили им допуск, сертифицировали производство, то тогда да, нет никаких проблем».

Как бы то ни было, детали происшествия под Новосибирском установит специальная комиссия Росавиации. Однако, по мнению некоторых экспертов, этого недостаточно. Так, почетный председатель Общественного совета Международного общественного движения «Аэронавигация без границ», экс-руководитель главного управления воздушным движением Министерства гражданской авиации СССР Валерий Шелковников в беседе с «Парламентской газетой» заявил, что случившееся следует рассматривать как «несостоявшуюся катастрофу» и тщательно расследовать.

«Это серьезный инцидент, — подчеркнул Шелковников. — Его надо расследовать как несостоявшуюся катастрофу с созданием комиссий, подкомиссий до выяснения истинных причин этого происшествия». «То, что будет расследовать это событие Росавиация, — это абсолютно неправильно. Это должен расследовать Межгосударственный авиационный комитет».