Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Какие подвиги совершили жители городов трудовой доблести?

На карте России на этой неделе появились 10 новых городов трудовой доблести. Этот статус столь же почетный, что и «Город воинской славы». С той лишь разницей, что звание присваивают главным тыловым центрам. Там не было или почти не было боевых действий, но вклад в Победу от этого не менее велик, рассказывает корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.

Мирный атом и технологии будущего – это настоящее машиностроительного завода в Подольске. Там делают оборудование для атомных электростанций. Прошлое – героическое. О нем говорит памятник – красноармеец, подросток и женщина со снарядом на фоне кабины самолета. В 1941 году там делали бронезащиту для штурмовиков Ил-2.

«Таких самолетов было изготовлено 36 тысяч за всю войну. 20 тысяч самолетов укреплялись нашей броней», – сказал директор по науке предприятия Виктор Терехов.

До войны Завод имени Орджоникидзе выпускал паровозы. Но быстро встал на военные рельсы. Вместе с броней делал снаряды. Каждый совершал трудовой подвиг. Так, рабочий Герасимов не выходил из-за станка, пока не выполнял тройную норму: за себя и двух сыновей, которые воевали на фронте. Там же был создан бронепоезд, которые рабочие так и назвали «Подольский рабочий». В 1945 году его орудия прикрывали Потсдамскую конференцию. Цех, откуда вышел бронепоезд «Подольский рабочий», могли перестроить, но заводчане чтят историю и сохранили корпуса. Но что там делают сейчас, посторонним не говорят.

Подольский завод имени Калинина, где делали швейные машинки, переключили на производство мин. Там отличилась бригада Марии Монаенковой, в 1941-м она закончила восемь классов, пришла на завод без опыта, а через месяц уже выдавала за троих. Так было на каждом предприятии.

«Цементный завод выпускал химические грелки, необходимые для воинов Советской армии. Такая грелка для сапог спасала человека, когда он пять-шесть часов стоял на посту в холодное время года», – рассказала директор подольского краеведческого музея Любовь Слащева.

Рязань тогда была в 30 километрах от фронта. На город сбросили больше 300 немецких бомб, но даже в такой обстановке местные железнодорожники смогли собрать свой первый бронепоезд. В газете «Сталинское знамя» они опубликовали призыв скинуться, кто сколько может. За несколько дней рязанцы принесли 87 тысяч рублей.

«Если брать по тем деньгам в сравнении: самолет Як стоил 100 тысяч рублей», – отметил начальник депо «Рязань» Сергей Шанин.

Победу как мог приближал и житель Рязани Герман Грибакин. В 12 лет он пришел в военкомат, но его отправили домой. Тогда подросток отправился в автомастерские. Там тоже поначалу не приняли.

«Смотрю, солдат моет детали. Я подошел к нему и спрашиваю: «Почему вы предварительно не замачиваете, чтобы было легче грязь отдирать?». Он говорит: «Действительно, что это мы не догадались», – вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Герман Грибакин.

Так он устроился мойщиком деталей, да не простых, а от немецких автомобилей, которые использовались для диверсий в тылу врага. Позже он стал механиком и в 15 лет командовал бригадой, в которой были пленные немецкие офицеры.

«Трофейная техника могла участвовать в боях, и наши могли туда поставить какой-нибудь болт. Если болт поставить, то уже срыв операции будет», – добавил Герман Грибакин.

На Победу тогда работали все предприятия. Рязанский ликероводочный выпускал коктейли Молотова. Там, где раньше делали плуги и сеялки, с конвейера выходили снаряды. Деревообделочный завод стал авиационным. Там собирали планеры, которые применялись для снабжения партизан и заброски в тыл диверсантов.

«Главный конструктор этой машины получил медаль «Партизан Отечественной войны», не являясь партизаном, не выходя из заводской конторы. Настолько большой вклад был этой машины в победу Красной армии и в победы партизанского движения», – рассказал историк, краевед Евгений Баранцев.

Цеха завода уже после войны стали самостоятельными предприятиями и работают по сей день. Труд там престижный и хорошо оплачивается.

Промышленные успехи невозможны без топлива. В те годы основным видом был уголь. Главным поставщиком – Кузбасс. В Прокопьевске шахтеры добыли 30 миллионов тонн угля.

«На выплавку одной тонны стали уходит полтонны угля. Масса танка Т-34 – более 20 тонн. Конечно, не все там бронировано, но основная масса – это бронированная сталь. Без нашего прокопьевского угля этого бы не получилось», – отметила ведущий методист Прокопьевского краеведческого музея Татьяна Чебакова.

Последнюю шахту в Прокопьевске закрыли четыре года назад. Зато появилось производство горнодобывающего оборудования.

Ханты-Мансийск в годы войны находился в глубоком тылу. Благодаря местным жителям армия не испытывала дефицита в продовольствии, ведь половину рыбных консервов производили именно там. Кроме того, добывали мягкое золото – так называли пушнину, которой расплачивались за поставки по ленд-лизу.

«Дети самого малого возраста по собственной инициативе выходили на поля, собирали хлеб, организовывали школьные бригады, которые ловили рыбу», – говорит журналист, краевед Андрей Рябов.

Тайга давала и древесину, из которой делали авиационную фанеру, лыжи и приклады для оружия.

В столице Бурятии Улан-Удэ местный авиазавод выпускал истребители, причем каждый год переходя на более совершенный тип самолета. Стекольный завод – медицинскую посуду, автостекло и лампы. Мясоконсервный, помимо основной продукции, открыл цех по пошиву одежды. Поставщиком сырья была своя же скотобойня.

«Людей отпускали домой только раз в десять дней, чтобы помыться. Они спали в цехах на раскладушках, чтобы работать на Победу», – рассказал ветеран органов местного управления Улан-Удэ Геннадий Булнаев.

Преемник мясоконсервного завода и сейчас выпускает свою продукцию для всей страны, только ассортимент шире. Там же на вечном хранении за былые заслуги находится знамя Госкомитета обороны.

Воткинск – небольшой город в Удмуртии, население – меньше 100 тысяч человек. На начало войны там и вовсе проживали 39 тысяч, 17 тысяч из которых ушли на фронт. Но Воткинский завод, на тот момент уже орудийный, производства не остановил. В каждой семье был работник этого предприятия.

«Более 50 тысяч орудий было выпущено в цехах Воткинского завода. Каждая десятая пушка, громившая врага на полях сражений, была сделана воткинскими рабочими. Это было настолько значимо, что партийного руководителя завода включили в список личных врагов Гитлера», – рассказала директор музея истории и культуры Воткинска Оксана Фонарькова.

Звание «Город трудовой доблести» дали также Владимиру, Новомосковску, Рубцовску и Находке. Получить звание непросто, вклад оценивают в Институте истории Академии наук. Но это признание заслуг прошлого, без которого нет и будущего.