Какие подвиги совершили жители городов трудовой доблести?
На карте России на этой неделе появились 10 новых городов трудовой доблести. Этот статус столь же почетный, что и «Город воинской славы». С той лишь разницей, что звание присваивают главным тыловым центрам. Там не было или почти не было боевых действий, но вклад в Победу от этого не менее велик, рассказывает корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
Мирный атом и технологии будущего – это настоящее машиностроительного завода в Подольске. Там делают оборудование для атомных электростанций. Прошлое – героическое. О нем говорит памятник – красноармеец, подросток и женщина со снарядом на фоне кабины самолета. В 1941 году там делали бронезащиту для штурмовиков Ил-2.
«Таких самолетов было изготовлено 36 тысяч за всю войну. 20 тысяч самолетов укреплялись нашей броней», – сказал директор по науке предприятия Виктор Терехов.
До войны Завод имени Орджоникидзе выпускал паровозы. Но быстро встал на военные рельсы. Вместе с броней делал снаряды. Каждый совершал трудовой подвиг. Так, рабочий Герасимов не выходил из-за станка, пока не выполнял тройную норму: за себя и двух сыновей, которые воевали на фронте. Там же был создан бронепоезд, которые рабочие так и назвали «Подольский рабочий». В 1945 году его орудия прикрывали Потсдамскую конференцию. Цех, откуда вышел бронепоезд «Подольский рабочий», могли перестроить, но заводчане чтят историю и сохранили корпуса. Но что там делают сейчас, посторонним не говорят.
Подольский завод имени Калинина, где делали швейные машинки, переключили на производство мин. Там отличилась бригада Марии Монаенковой, в 1941-м она закончила восемь классов, пришла на завод без опыта, а через месяц уже выдавала за троих. Так было на каждом предприятии.
«Цементный завод выпускал химические грелки, необходимые для воинов Советской армии. Такая грелка для сапог спасала человека, когда он пять-шесть часов стоял на посту в холодное время года», – рассказала директор подольского краеведческого музея Любовь Слащева.
Рязань тогда была в 30 километрах от фронта. На город сбросили больше 300 немецких бомб, но даже в такой обстановке местные железнодорожники смогли собрать свой первый бронепоезд. В газете «Сталинское знамя» они опубликовали призыв скинуться, кто сколько может. За несколько дней рязанцы принесли 87 тысяч рублей.
«Если брать по тем деньгам в сравнении: самолет Як стоил 100 тысяч рублей», – отметил начальник депо «Рязань» Сергей Шанин.
Победу как мог приближал и житель Рязани Герман Грибакин. В 12 лет он пришел в военкомат, но его отправили домой. Тогда подросток отправился в автомастерские. Там тоже поначалу не приняли.
«Смотрю, солдат моет детали. Я подошел к нему и спрашиваю: «Почему вы предварительно не замачиваете, чтобы было легче грязь отдирать?». Он говорит: «Действительно, что это мы не догадались», – вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Герман Грибакин.
Так он устроился мойщиком деталей, да не простых, а от немецких автомобилей, которые использовались для диверсий в тылу врага. Позже он стал механиком и в 15 лет командовал бригадой, в которой были пленные немецкие офицеры.
«Трофейная техника могла участвовать в боях, и наши могли туда поставить какой-нибудь болт. Если болт поставить, то уже срыв операции будет», – добавил Герман Грибакин.
На Победу тогда работали все предприятия. Рязанский ликероводочный выпускал коктейли Молотова. Там, где раньше делали плуги и сеялки, с конвейера выходили снаряды. Деревообделочный завод стал авиационным. Там собирали планеры, которые применялись для снабжения партизан и заброски в тыл диверсантов.
«Главный конструктор этой машины получил медаль «Партизан Отечественной войны», не являясь партизаном, не выходя из заводской конторы. Настолько большой вклад был этой машины в победу Красной армии и в победы партизанского движения», – рассказал историк, краевед Евгений Баранцев.
Цеха завода уже после войны стали самостоятельными предприятиями и работают по сей день. Труд там престижный и хорошо оплачивается.
Промышленные успехи невозможны без топлива. В те годы основным видом был уголь. Главным поставщиком – Кузбасс. В Прокопьевске шахтеры добыли 30 миллионов тонн угля.
«На выплавку одной тонны стали уходит полтонны угля. Масса танка Т-34 – более 20 тонн. Конечно, не все там бронировано, но основная масса – это бронированная сталь. Без нашего прокопьевского угля этого бы не получилось», – отметила ведущий методист Прокопьевского краеведческого музея Татьяна Чебакова.
Последнюю шахту в Прокопьевске закрыли четыре года назад. Зато появилось производство горнодобывающего оборудования.
Ханты-Мансийск в годы войны находился в глубоком тылу. Благодаря местным жителям армия не испытывала дефицита в продовольствии, ведь половину рыбных консервов производили именно там. Кроме того, добывали мягкое золото – так называли пушнину, которой расплачивались за поставки по ленд-лизу.
«Дети самого малого возраста по собственной инициативе выходили на поля, собирали хлеб, организовывали школьные бригады, которые ловили рыбу», – говорит журналист, краевед Андрей Рябов.
Тайга давала и древесину, из которой делали авиационную фанеру, лыжи и приклады для оружия.
В столице Бурятии Улан-Удэ местный авиазавод выпускал истребители, причем каждый год переходя на более совершенный тип самолета. Стекольный завод – медицинскую посуду, автостекло и лампы. Мясоконсервный, помимо основной продукции, открыл цех по пошиву одежды. Поставщиком сырья была своя же скотобойня.
«Людей отпускали домой только раз в десять дней, чтобы помыться. Они спали в цехах на раскладушках, чтобы работать на Победу», – рассказал ветеран органов местного управления Улан-Удэ Геннадий Булнаев.
Преемник мясоконсервного завода и сейчас выпускает свою продукцию для всей страны, только ассортимент шире. Там же на вечном хранении за былые заслуги находится знамя Госкомитета обороны.
Воткинск – небольшой город в Удмуртии, население – меньше 100 тысяч человек. На начало войны там и вовсе проживали 39 тысяч, 17 тысяч из которых ушли на фронт. Но Воткинский завод, на тот момент уже орудийный, производства не остановил. В каждой семье был работник этого предприятия.
«Более 50 тысяч орудий было выпущено в цехах Воткинского завода. Каждая десятая пушка, громившая врага на полях сражений, была сделана воткинскими рабочими. Это было настолько значимо, что партийного руководителя завода включили в список личных врагов Гитлера», – рассказала директор музея истории и культуры Воткинска Оксана Фонарькова.
Звание «Город трудовой доблести» дали также Владимиру, Новомосковску, Рубцовску и Находке. Получить звание непросто, вклад оценивают в Институте истории Академии наук. Но это признание заслуг прошлого, без которого нет и будущего.