Башкирский театр оперы и балета покажет "Садко" на исторической сцене в Большом
"Садко", в постановке Башкирского театра оперы и балета, Большой театр, Историческая сцена, 12 сентября
Выступления Башкирского театра в Большом стали ежегодной традицией последнего времени. Уфимцы уже привозили в Москву "Аттилу" Верди, "Фауста" Гуно, "Vita Nuova" Мартынова, "Дон Кихот" Массне. Ныне театр представляет эпическую премьеру, ставшую главным событием его 85-го сезона. В спектакле задействованы более трех сотен артистов - практически полностью оперная и балетная труппы, оркестр и хор.
"Садко" Римский-Корсаков создавал на основе старинных русских былин, но под впечатлением кругосветного путешествия, откуда вернулся в 1867 году. Мировая премьера оперы состоялась 30 лет спустя на сцене частной оперы Солодовникова.
Над сегодняшней премьерой в качестве режиссера-постановщика работал именитый оперный певец и худрук театра Аскар Абдразаков в тандеме с хореографами Ириной Филипповой и Маргаритой Дроздовой, за дирижерский пульт встал специально приглашенный из Москвы главный дирижер Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов, а художником стал Иван Складчиков, создавший около 400 роскошных костюмов и семь полноценных смен декораций, явно стремясь стать наследником Коровина, Васнецова, Рериха, которые прежде становились соавторами знаменитых премьер "Садко", что вошли в историю.
Эпизодически возникает ощущение, что сценограф вдохновлялся одноименным полотном Ильи Репина, которое художник написал в Париже в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III).
Для большинства певцов театра - эта первая встреча с "Садко", но в труппе нашли достойных исполнителей для всех партий, большая часть которых требует не только отличных голосов, но и высокого уровня вокального мастерства. И только на заглавную и титаническую роль позвали приглашенного солиста - тенора Игоря Морозова из столичной "Геликон-оперы". Красивый, полнозвучный голос, находящийся в моменте перехода от лирического к драматическому, создает трогательный и убедительный образ былинного героя. Не похожий ни на одного выдающегося исполнителя из ряда прежних - Георгия Нэлеппа, Владимира Атлантова или Владимира Галузина, но продолжающий их традицию.
Четырехчасовое полотно, отважно практически лишенное купюр, смотрится по-сказочному завораживающе. Все сделано строго по авторским ремаркам, а одежды будто взяты из гардероба классических былинных героев. К тому же все симфонические сцены оперы - это настоящий оммаж (иногда не лишенный сарказма) русскому классическому балету. Спектакль решен в стиле исторической реконструкции, который очень любим большей частью оперной публики.
А сегодня он еще и дарит такую необходимую мечтательную, волшебную атмосферу (при этом философский смысл и социальный подтекст не игнорируются) с надеждой на счастливый финал.