Цветы нам не нужны
Для постановки этого спектакля художественный руководитель театра, режиссер Юрий Грымов полностью погрузился в события того времени.
Театральные критики полагают, что театр «Модерн» один из самых оригинальных и самобытных в Москве. Каждый спектакль, который ставят в нем, тщательно продуман и наполнен авторской энергией Юрия Грымова. «Цветы нам не нужны» — спектакль о нацистах второй мировой войны, приговоренных на Нюрнбергском процесс к длительному тюремному заключению. Идейные представители власти фашистской Германии, не осознавая своей реальной вины, обреченные кто на 20 лет, кто на пожизненное пребывание в тюрьме Шпандау, до последнего остаются верны своему фюреру. Погружение в мир пьесы начинается сразу с входа в зрительный зал. Занавес открыт, на сцене расположены скамьи подсудимых и трибуна. Обвиняемые сидят в нервном ожидании, наблюдая за зрителями, уже перенесенными в 1946-ой год на заключительное заседании над военными преступниками. Заседание, приговор, перелет, заключение и долгие годы в тюрьме Шпандау — все это зрители переживают вместе с персонажами спектакля. Вся жизнь в мире до 1966-го года проходит мимо военных преступников. Ведь сам мир, который крутился вокруг их персон, теперь остался где-то за стеной. И в работе радиоприемкника. Заключенных каждый месяц охраняют представители то России, то Франции, то Англии, то США. Логично, что в их смены в тюрьме звучат музыкальные хиты определенной страны. В спектакле много звуковых и световых спецэффектов. Однако, главным неодушевленным персонажем стала тюремная лампа, которая загорается в судьбоносные моменты и громко лопается от эмоционального напряжения сцены, как - бы разделяя спектакль на главы…
Стоит отметить, что Юрий Грымов ни в одном своем спектакле не навязывает зрителям свою точку зрения как единственно правильную. И этот спектакль не исключение. Темы, поднятые в постановке — это еще и история внутри тюрьмы Шпандау и нацизма и фашизма. На эмоционально впечатлительных зрителей производит факельное шествие и фрагмент из фильма с Чарли Чаплиным. Каждая деталь в спектакле продумана, важна каждая мелочь, каждый штрих. Тщательно прописаны образы и акценты, умело подобранны костюмы, свет, музыкальное оформление. Впечатлили зрителей своей игрой актеры Юрий Анпилогов и Вадим Пинский. А из женщин, пожалуй, Мария Орлова, сыгравшая жену Шпеера. Почти три часа что идёт спектакль не дают возможности засомневаться, что всё происходящее происходит здесь и сейчас. Впрочем, так оно и было. Потому что всё это жизнь.
Сам Юрий Грымов говорит, что на сцене нужно не играть, а жить.
– Я прочитал все материалы и был в шоке. Нас берегли с вами, нам не рассказывали все про фашистов. Их семеро: Рудольф Гесс, Альберт Шпеер, Бальдур фон Ширах, Константин фон Нейрат, Вальтер Функ, Карл Дёниц. Семеро нацистских преступников, ставших в 1947 году узниками тюрьмы Шпандау.
Режиссер лично пообщался с последним охранником Рудольфа Гесса. И уверен, что реальный финал жизни нацистского преступника, который находился в тюрьме Шпандау дольше всех, сильно отличается от официальной версии. В давней истории преступления и наказания нацистов еще не все детали раскрыты. А главное, при всем обилии материалов, многие люди не знают сегодня о тех событиях ничего.
Как полагают театральные критики, в спектакле продумана каждая деталь, каждая мелочь, каждый штрих. Филигранность образов и акцентов, тщательно подобранные костюмы, свет, музыкальное оформление. И с этим трудно не согласится. Спектакль реально держит в напряжении зрителей до самой последней минуты. И заставляет задуматься о привратностях судьбы вершителей судеб миллионов людей и удивительных зигзагах из личных судеб. И в некотором смысле перебрасывает мостик из прошлого в настоящее и в будущее…
Андрей Князев.
Фото пресс-службы театра «Модерн»