Войти в почту

Растопившая лед холодной войны

Неужели людей, способных на такие подвиги, уже нет?..

Растопившая лед холодной войны
© Мир новостей

Живое Эскимо - так прозвали американку Линн Кокс, которая славилась авантюрным духом, с детства плавала в холодной воде и за всю жизнь преодолела массу дистанций: переплыла Ла-Манш, Магелланов пролив, покорила Байкал… Но главной ее победой стали 4 километра в Беринговом проливе в 1987 году.

30-летняя Линн уже не чувствовала ни рук, ни ног, все тело онемело и посинело. Но воля, надежда и рефлексы заставляли ее плыть дальше. Пловчиха почти не помнила, как вышла на берег, наступая на снег босыми ногами, и как ее кутали теплыми одеялами. 2 часа 6 минут, 4 километра 160 метров. Это был звездный заплыв! Гражданка Америки переплыла Берингов пролив из Аляски на Чукотку, из США в СССР, посвятив свой заплыв мечте о дружбе между странами и о мире во всем мире.

«ВСЯ В ДЕДА!»

Линн плавала с детства. Причем ей нравилось это делать в прохладной воде. Однажды во время тренировок внезапно началась гроза, но 9-летняя девочка осталась в бассейне. Позже она вспоминала: «Это было ощущение потрясающей свободы». А потом Линн вообще поняла, что больше всего любит плавать не в бассейне, а в открытой воде, чтобы не было никаких границ. Возможно, эта тяга к свободе и привела ее к мысли о том, что свобода нужна всем людям во всем мире. Девочка с детства мечтала о том, чтобы страны не воевали друг с другом.

А тогда после грозы взрослые испугались, что ребенок заболеет, но, увидев радость в глазах малышки, кто-то из женщин обмолвился: «Когда-нибудь ты переплывешь Ла-Манш!» И это случилось. В 1972 году в 15 лет смелая девушка действительно переплыла пролив между Францией и Великобританией за 9 часов 57 минут, а через год улучшила результат до 9 часов 36 минут, установив рекорд не только среди женщин, но и среди мужчин! О юной пловчихе писали все газеты мира. Возможно, это гены: дедушка Линн тоже совершал подобные подвиги, однажды проплыв длинную дистанцию в Гудзоне.

Девушку называли авантюристкой: она постоянно бросала вызовы себе и природе, плавая в самых разных местах: преодолела Магелланов пролив в Чили, стала первой, кто обогнул мыс Доброй Надежды в ЮАР.

«НЕУЖЕЛИ МЫ НЕ МОЖЕМ ДРУЖИТЬ?»

Вода, грозная стихия, как ни странно, стала для Линн своеобразной защитой. В ней она чувствовала себя спокойно и надежно. А вот в школе, дома ее часто пугали тревожные мысли. Во времена холодной войны между США и СССР детей в американских школах учили, что нужно делать во время тревоги, бомбежек, как вести себя в случае ядерных взрывов. Были учения, когда нужно было прятаться под мебель, закрывая голову. Страх был таким, что, вспоминала позже Линн, она пугалась пролетающих самолетов. «Мы же можем быть друзьями!» - размышляла девочка.

Однажды, когда девушке было 19, ее отец подбросил интересную идею: «А почему бы тебе не поплыть из США в СССР?» Вместе они открыли атлас. Действительно, расстояние между странами оказалось небольшим, 4 километра - между островами Малый Диомид, принадлежавшим США, и Большой Диомид, который был на стороне СССР. Проблема была одна - холод. И не только вода Берингова пролива, но и ледяные отношения между государствами-гигантами.

Но Линн не испугалась, наоборот, почувствовала вызов. И осознала: она должна это сделать! Не для себя, не для нового достижения, а чтобы своим заплывом призвать весь мир к дружбе и отрицанию войн. Однако осуществления этой мечты Линн Кокс ждала 11 лет. Советский Союз не разрешал пересекать морскую границу. «Я хотела снять оковы и по­дружить две главные страны», - объясняла пловчиха.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Линн не отступала. Она писала письма Леониду Брежневу. Потом наступил черед Андропова, затем Черненко… Разрешения не давали. Девушка обращалась к советскому послу в США и, наоборот, к американскому послу в СССР. К знаменитым политикам, музыкантам, космонавтам - чтобы известные люди поддержали ее идею.

Когда к власти в СССР пришел Михаил Горбачев, у Линн Кокс появилась надежда. Наконец-то она услышала те слова, которых так ждала! Советский Союз начал говорить о важности ядерного разоружения и о том, что надо прекратить холодную войну. Американские СМИ рассказывали читателям о новом этапе в жизни русских - гласности, перестройке, новых подходах к мировой политике.

Весной 1986 года Линн пригласили в советское консульство в Сан-Франциско, где встретили с теплом и радостью. Затем состоялась еще одна встреча - уже в ФБР: здесь девушку предупредили, что она не должна делать ничего «под давлением СССР». Параллельно Кокс искала спонсоров, ведь ее затея была дорогостоящей. Компании не хотели рисковать, зато начали помогать бывшие одноклассники и их семьи. Общими усилиями удалось набрать денег на билет до Аляски.

Пловчиха добралась до города Ном. Теперь нужно было отправиться до Уэльса, а потом до острова Малый Диомид - на вертолете. При взгляде на Берингово море ей стало страшно. «Оно выглядело более суровым, чем любой океан», - рассказывала Линн. Было решено плыть 7 августа 1987 года. Буквально за сутки до старта наконец-то пришло официальное разрешение из Советского Союза.

В день заплыва Линн Кокс у советского берега дежурили военные корабли, небо патрулировали МиГи. Температура воды была 3 градуса тепла по Цельсию. Медленно зайдя в купальнике в ледяную воду, она стартовала. Пловчиху сопровождали лодки. Врач следил за девушкой, периодически измерял температуру ее тела, фиксируя переохлаждение, да Линн и сама это видела: кожа синела, руки и ноги немели. Но она не собиралась сдаваться. Наконец сквозь туман к плывущей спортсменке подошел советский корабль. Линн Кокс словно обрела второе дыхание, плыть стало легче, а вскоре забрезжил берег. Через какое-то время американка уже была на земле. Она не понимала языка, на котором ее приветствовали, но чувствовала тепло от обнимавших ее людей. В составе делегации была врач Маргарита Захарова: американка потом будет вспоминать, как эта женщина отогревала ее в спальном мешке, в котором лежали бутылки с горячей водой.

Заплыв Линн действительно стал настоящим подвигом. Впервые с 1940 года, почти за 50 лет, кто-то официально пересек морскую границу СССР и США. Хочется верить, что этот героический заплыв способствовал смягчению конфликта между СССР и США. Через 4 месяца 8 декабря 1987 года президент СССР Михаил Горбачев и президент США Рональд Рейган подписали бессрочный договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Горбачев отметил и заслугу спортсменки: «Одна храбрая американка по имени Линн Кокс этим летом всего за два часа преодолела расстояние между нашими странами. Своим мужеством она показала, как близко живут наши народы друг к другу».

В СССР тепло встречали отважную девушку. Она еще раз побывала в Советском Союзе - в 1988 году первая в мире проплыла в студеной воде Байкала за 4 часа 18 минут около 18 километров от мыса Бакланьего до Крестовой Пади. Это событие даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Между прочим, один из мысов на озере назван в честь Линн Кокс.

А в 2002 году она проплыла около 2 километров у берегов Антарктиды. Вода была примерно 0°С, врачи запрещали Линн плыть, утверждая, что это самоубийство (в такой воде человек может выдержать не более 5 минут). Однако пловчиха проплыла больше мили за 25 минут, еще раз продемонстрировав уникальность своего организма, силу характера. Именно после этого спортсменка получила прозвище Живое Эскимо.

Но самым главным заплывом в жизни Линн Кокс, конечно, остается заплыв из США в СССР. В тот день все мировые издания писали о ее невероятном мужестве: «Линн Кокс топит лед холодной войны».

Марина Лепина.

Фото: В. Созинов/ТАСС,

Социальные сети.