Русский театр драмы имени Ч. Айтматова представит несколько премьер
На днях исполняется ровно год, как Сергей Бардаков стал директором Государственного национального русского театра драмы имени Чынгыза Айтматова. Что было сделано за это время в учреждении культуры? Готово ли оно к 89-му театральному сезону, который стартует уже в сентябре? На эти и другие вопросы Сергей Владимирович ответил "РГ".
За годы работы вам удалось сделать так, что посещать Русский театр драмы хочется снова и снова. И это, кстати говоря, не только мое мнение. Поделитесь секретным рецептом успеха?
Сергей Бардаков: Это не только моя заслуга, у нас отличная команда. Я никак не могу нарадоваться, что художественный руководитель у нас Вячеслав Виттих. Он прекрасно отработал весь 88-й театральный сезон, брался за постановки любой сложности. Также немаловажную роль в любом проекте играет реклама. Мы начали активную деятельность в соцсетях, оживили интернет-сайт. И, конечно, новые яркие премьеры. Когда я пришёл директором в театр, там было всего 19 постановок. Для репертуарного театра это мало. Тем более все они были схожи по сюжету. Естественно, зрителю не хотелось идти туда, где грустно и уныло. Он приходит на спектакль за эмоциями - поплакать, посмеяться или поразмышлять. А еще открою секрет: первые два месяца работы руководителем я буквально встречал и провожал зрителей. Им было приятно, что директор театра их расспрашивает, интересуется мнением. Это не новшество, в малых театрах России такая практика популярна.
Чем вы будете встречать зрителей в новом сезоне?
Сергей Бардаков: Мы подготовили много интересного. Специально для этого отозвали всех актеров из отпусков. При поддержке Российского фонда наследия русского зарубежья работаем над постановкой "Темные аллеи" по рассказам Ивана Бунина. Спектакль готовят сразу три режиссера (Филипп Хитров, Нелли Плешакова и Галина Кетова), а объединят их работы в одну Вячеслав Виттих и драматург Артем Бруно. Для Галины Кетовой это дебют в качестве режиссера. За основу взяли вечную тему - любовь. Премьера пройдет девятого - 10 сентября, в эти дни мы будем заявлять об открытии сезона. Следующая премьера запланирована на октябрь. Мы готовим спектакль по повести "Пегий пес, бегущий краем моря" специально к юбилею Чынгыза Айтматова. Над ним работает режиссер из Казахстана Игорь Седин, он же является композитором.
Параллельно художественный руководитель приступил к работе над постановкой спектакля "Пиковая дама" в преддверии юбилея Александра Пушкина. Премьера намечена на третье - четвертое ноября. Средства на постановку мы взяли из гранта министерства культуры России в сумме 9,6 миллиона рублей. Из них три миллиона мы уже получили. На эти деньги сразу закупили звуковую аппаратуру.
До этого у вас ее разве не было?
Сергей Бардаков: Десять лет мы арендовали звуковое оборудование. Условия были кабальными. Арендатор ставил свои требования - когда можно использовать звук, когда нельзя. Как только появились средства, я решил приобрести свое, чтобы ни от кого не зависеть. Также на часть гранта мы обновим и световое оборудование.
Сергей Бардаков: Сегодня в Русском театре драмы отличная команда. Фото: Любовь Шкуратов
Вернусь к премьерам. В конце ноября мы ставим комедию Рея Куни "Номер 13". Когда-то в театре долгое время шла постановка "Он. Она. Окно. Покойник." Когда я пришел в театр, зрители стали просить восстановить спектакль. Но я противник повторений, ведь лучше вряд ли сделаешь, а плохая копия ни к чему. Филипп Хитров будет ставить совершенно новый спектакль. Мы уже думаем над премьерой детской сказки к Новому году. Хочется, чтобы дети не просто наблюдали за актерами, а принимали в спектакле непосредственное участие. В наших планах отойти от стандартных постановок и сделать инверсивную версию сказки.
Значит, с творчеством в театре все хорошо. А как продвигается многострадальный ремонт здания, который обещают завершить уже не первый год?
Сергей Бардаков: Я рассказал о планах, но все будет зависеть как раз от ремонта. Недавно с выездным заседанием наш театр посетил председатель кабинета министров Акылбек Жапаров. Он приглашал Госстрой и другие ведомства, составили смету, и было принято решение выделить на окончательное приведение здания в первоначальное состояние 78 миллионов сомов из госбюджета. Ремонт будет проводить управление капитального строительства мэрии Бишкека. Обещали все сделать до Нового года. В ремонт входят обновление дорожки возле театра, замена витражей и реконструкция фонтана перед зданием.
Сложность в том, что у нас из-за ремонта будет проблема с пропуском зрителей в зал. Но и тут мы нашли решение - временно запускать людей через вход с улицы Тыныстанова.
Сегодня уже заканчивается приведение в порядок внешней южной стороны театра, помещения малой сцены и гримерок актеров. Кресла для малой сцены заказали в Краснодаре. А в гримерках уже установили душевые и раковины. Также ремонтируем туалеты на всех семи этажах. Все проходит в штатном режиме. Большую сцену в этом году ремонтировать не будем. Пока недостаточно финансирования.
За год вашего руководства все ли запланированное удалось реализовать?
Сергей Бардаков: Увы, нет. По причине того, что банально не хватило времени. Но около 80 процентов задуманного получилось сделать. Всегда стараюсь подмечать и вводить новшества, пусть даже речь идет о мелочах. Например, в Петербурге увидел в фойе театра кофе-аппарат, поставил такой же в нашем театре. Актеры довольны, а зрители тем более.
На закрытии прошлого сезона вы ввели премии для артистов и других работников театра. Станет ли это доброй традицией?
Сергей Бардаков: Да, мы будем и впредь проводить подобные мероприятия. Только с некоторыми нюансами. Например, вместо зрителей за присвоение звания лучшей постановки и актерской работы будут голосовать профессионалы. Для этого планируется пригласить выпускников театроведческого факультета ГИТИСа. В течение двух недель будут проходить все спектакли, из них выберут лучшие. Мы даже разговаривали об этом с ректором Российского института театрального искусства Григорием Заславским. Хочется, чтобы актеры видели профессиональную оценку своей работы и росли. В мае мы отправили в летнюю школу в Санкт-Петербург четырех актеров. В ближайшее время еще четверо поедут улучшать свои навыки в Кокшетау (Казах стан), там состоится ежегодный фестиваль "TeART-Кокше", в рамках которого пройдут недельные курсы повышения квалификации.
Значит, сотрудничество с соседними странами развивается?
Сергей Бардаков: И я этому чрезвычайно рад. Всегда готов к такому сотрудничеству. Потому что актерам необходимы гастроли, конкурсы и курсы повышения квалификации. Я за то, чтобы всегда был межтеатральный обмен. Нельзя вариться в собственном соку. Россия в этом плане всегда оказывает нам поддержку.
В столичные театры зритель еще приходит, а что творится в регионах? Еще свежа новость о том, что как-то в Джалал-Абадском областном драматическом театре имени Барпы прошли репетиции, повесили афишу, а никто на пьесу не пришел. ?
Сергей Бардаков:К сожалению, сегодня для театров в регионах это частое явление. Нужно вводить в постановки что-то новое, современное, где-то отходить от классики и традиционности, привлекать молодых кыргызских драматургов, коих в стране достаточно. Их работы с успехом ставят даже в Казахстане. Мы постоянно взаимодействуем с региональными театрами, консультируем, оказываем поддержку. К примеру, в Таласе прекрасный новый драматический театр. Ошский государственный академический узбекский музыкально-драматический театр имени З. Бабура после ремонта стал одним из лучших в стране. Его реконструировали за счет Узбекистана. Современный, чистый, красивый, туда с удовольствием ходит зритель. Его директор Аъзам Рахим пригласил нашего художественного руководителя для создания новой постановки.