В Махачкале открывают мемориальный зал Алибека Тахо-Годи
В Махачкале состоится перенесенное из-за трагедии на один день открытие мемориального зала Алибека Тахо-Годи в Национальном музее, носящем его имя.
Вклад этого просветителя, ученого, политического и общественного деятеля в историю Дагестана сложно переоценить.
Он организовал в Дагестане борьбу с неграмотностью, открывал первые в республике культурные, образовательные, просветительские и научно-исследовательские учреждения.
Вся его жизнь, трагически оборванная репрессиями в 1937 году, пример самоотверженного служения Родине и страстного желания видеть свой народ просвещенным и благополучным.
Открытие мемориального зала Алибека Тахо-Годи в музее его имени стало возможным благодаря щедрому дару старшей дочери Алибека Алибековича, блестящего филолога, известного профессора МГУ Азы Алибековны Тахо-Годи, передавшей в Национальный музей Дагестана свои семейные реликвии.
На открытие мемориального зала приехала внучка Алибека Алибековича, филолог и писатель, профессор МГУ Елена Тахо-Годи. Она ответила на вопросы РГ.
Кто подал идею открыть мемориальный зал Алибека Тахо-Годи в Махачкале?
Елена Тахо-Годи: В канун столетия старшей дочери Алибека Алибековича Азы Алибековны, мы с ней обратились к главе Республики Дагестан Сергею Алимовичу Меликову с предложением сделать в год 130- летия Алибека Тахо-Годи посвященный ему мемориальный зал в музее его имени. Кроме главы республики, идею поддержали министр культуры республики Дагестан Зарема Бутаева, депутат Госдумы Нурбаганд Нурбагандов, отец Героя России Магомеда Нурбагандова. Он, кстати, из того же села Урахи, что и Алибек Алибекович.
Что вы передали в экспозицию мемориального зала?
Елена Тахо-Годи: Мы передали около 150 предметов, семейных реликвий, связанных с Алибеком и с семьей его жены Нины Петровны Семеновой, в том числе коллекцию книг о кавказской войне.
О каждой из переданных реликвий можно написать отдельную новеллу. Например, в альбоме с семейными фотографиями была спрятана открытка с письмом Алибека жене. Это чудо, так как у нас практически не осталось его автографов - все было изъято при аресте.
Я лично привезла музею в дар обручальное кольцо Нины Семеновой, в котором в 1916 году было выгравировано имя Алибека Тахо-Годи, и ее шапочку.
Фото: Елена Яковлева/ РГ
Среди переданных нами реликвий есть портрет Нины Тахо-Годи работы Евгения Лансере, детская игрушка младшей дочери Муминат, тряпичная обезьянка, с которой шестилетний ребенок приехал к дяде после ареста родителей и играл потом с нею все годы войны.
Расставаться с семейными реликвиями было непросто. Особенно мне. Ибо все мое детство во Владикавказе в родовом доме Семеновых прошло в рассказах бабушки о ее молодости и Алибеке Алибековиче. Я была окружена не только воспоминаниями, но и книгами и вещами, напоминавшими о нем.
Все это бережно сохраняли жена Алибека Алибековича, моя бабушка Нина Петровна Тахо-Годи и ее брат Леонид Петрович Семенов. Этот скромный, но стойкий человек не побоялся принять под свой кров и жену врага народа, и его дочерей Азу и Муминат, не побоялся хранить книги, изданные Алибеком Алибековичкем, не вырезая и не вычеркивая из них его имени, как это обычно делали в сталинские времена, если человека объявляли врагом народа.
В мемориальном зале ему теперь посвящен специальный стенд. Потому что именно профессору Леониду Семенову, своему родственнику и старшему другу, Алибек Алибекович был обязан своим интересом к изучению Кавказа и его культуры.
Очень печально, что в Северной Осетии, для которой Леонид Семенов сделал в культурном отношении примерно тоже, что Алибек Тахо-Годи для Дагестана, власти допустили уничтожение его дома, памятника истории и культуры, отмеченного мемориальной доской еще в начале 1980-х годов.
После смерти Нины Петровны и Леонида Петровича вещи Алибека Тахо-Годи бережно хранила его младшая дочь, моя мать Муминат Алибековна.
Но всем нам было понятно, что они, как и память об Алибеке Алибековиче, принадлежит не только семье.
Как в Дагестане чтят память Алибека Тахо-Годи?
Елена Тахо-Годи: Алибек Алибекович очень много сделал для культуры Дагестана, понимая, что культура его народа приобретет иной смысл и значение, приобщившись к большой русской культуре.
В Дагестане сейчас чтят и увековечивают его память. Его имя носит национальный музей, в котором сегодня откроется мемориальный зал Тахо-Годи. Даже памятную табличку на Донском кладбище в Москве, где его прах затерян в общей братской могиле, установили сотрудники Национального музея Дагестана. Мы надеемся, что со временем в республике ему будет поставлен памятник, новые поколения должны помнить своих выдающихся людей.
Но Алибек Алибекович участвовал и в культурном строительстве Москвы, был директором Института народоведения, затем директором педагогического института национальностей. И конечно, нам хотелось бы, чтобы его память была увековечена и в столице.
Благодарю всех сотрудников музея, участвовавших в передаче семейных реликвий, их приеме и организации мемориального зала.