о том, кому стоит устанавливать монументы, а кому — нет
«Всё и так ясно. Те, кто в целом за принятие истории во всей её сложной полноте, — они за преодоление гражданского противостояния. Те, кто хочет ставить памятники только «своим», а «чужим» — рушить, — они за новый виток гражданской войны».
В городе Великие Луки, на территории одного из заводов, открыли памятник Сталину.
И вот что я, пользуясь случаем, скажу.
Конечно же, я за установление этого памятника.
Более того, я за возвращение памятника Дзержинскому на Лубянку. Если его портрет висит в каждом втором кабинете на этой самой Лубянке, кого мы хотим обмануть?
Но я точно не буду выступать против и даже скорее поддержу установление памятников Деникину, Корнилову, Каледину, Каппелю, Пепеляеву или, скажем, Махно.
Конечно же, принимаются и любые (помимо откровенно разжигающих гражданскую рознь) формы увековечивания памяти Николая II и его семьи.
Безусловно приветствуются как памятники русским императорам и царям, так и новые, оригинальные и художественно ценные памятники (XXI век на дворе!) Ленину.
Может ли это вступить в противоречие? Может, но у людей, лишённых осознания огромности и сложности исторического процесса.
В современной России есть (и вполне себе уживаются) памятники царю Алексею Михайловичу Тишайшему и Степану Тимофеевичу Разину, а также Никону и Аввакуму (напомню: Аввакум и Алексей Михайлович — фигуры в чём-то даже более непримиримые, чем Разин и тишайший царь), памятники Петру Великому и Кондратию Булавину или, скажем, Иоанну Грозному и митрополиту Филиппу (в миру Фёдору Колычёву), низложенному в царствование Грозного и зверски задушенному его сподручниками.
Список этот можно продолжать, но всё и так ясно.
Те, кто в целом за принятие истории во всей её сложной полноте, — они за преодоление гражданского противостояния.
Те, кто хочет ставить памятники только «своим», а «чужим» — рушить, — они за новый виток гражданской войны.
В России неприемлема лишь память об иудах в русской истории — о Мазепе, Петлюре, Бандере, Власове…
Здесь неистово желающий поспорить обязательно воскликнет: «А я считаю Ленина (Деникина), Дзержинского (Пепеляева) и прочих предателями и кровопийцами. А особенно Петра (Разина) и Грозного…»
Ну считаешь — и считай.
История, увы, не меряется кровью.
Чем меряется?
Отстоявшейся и незамутнённой национальной памятью.
В чём она выражается?
Например, в народной песне. И вообще в национальной культуре.
Являются ли образы Алексея Михайловича, Петра, Разина, Булавина, Никона и Аввакума частью национального сознания?
Да. Об этом свидетельствует огромный свод песен, легенд, сказов, а также значимых литературных текстов и музыкальных произведений, посвящённых им.
Плюс-минус то же самое можно сказать о Николае II, Ленине, Деникине, Дзержинском и Пепеляеве.
Все эти имена — часть национального кода. Поэм Есенина и Маяковского о Ленине не отменит никто, пока существует русский язык, равно как и текстов Марины Цветаевой о трагедии белой армии.
Зато художественной ценности чаще всего не имеют наши современные крикливые споры на эти темы. Которые, к счастью, время унесёт сквозняком.
Осознать всё это нам неизбежно предстоит.
И кажется, новые территории России, где так ярко соседствует «белое» и «красное», могут послужить нам хорошим уроком.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.