Войти в почту

Братья Васнецовы и другие

Старший из братьев Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) родился в селе Лопьял Уржумского уезда в семье потомственного православного священника Михаила Васильевича Васнецова из древнего вятского рода и его жены Аполлинарии Ивановны. Казалось, обоим братьям на роду было написано тоже стать священнослужителями. По примеру отца оба поступили в духовные учебные заведения. И в обоих еще в детстве проявились незаурядные художественные способности. Удивительно, но Михаил Васнецов благословил Виктора оставить семинарию ради искусства, и тот уехал в Петербург, где не сразу, но поступил в Императорскую академию художеств. Впрочем, родовая религиозность, особое духовное мировосприятие не покинули обоих сыновей священника всю жизнь. Виктор Михайлович сменил сословие, получив в 1912 году потомственное дворянство в награду за художественные заслуги – но расписал многие церкви Российской империи. Между прочим, Виктора Васнецова первым пригласили расписывать Владимирский собор в Киеве. Этот храм считался памятником крестителю Руси князю Владимиру, поэтому к его внешнему виду и внутреннему убранству предъявлялись очень суровые требования, а высокие правительственные комиссии и даже императоры лично занимались утверждением проектов. Оттого собор строили более 20 лет, а отделку его планировали завершить к 900-летию Крещения Руси – 1888 году. В середине 1880-х годов для создания фресок позвали целую плеяду блестящих русских художников во главе с Васнецовым. Увы – оформление интерьеров затянулось до середины 1890-х годов. Но фрески Васнецова остались украшением величественного храма. Николай Чудотворец. Икона работы Виктора Васнецова. Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856 – 1933), восемью годами младше Виктора, потерял родителей, будучи 13-летним мальчиком и учась в Вятском духовном училище, и оказался на попечении старшего брата. Не кто иной, как Виктор, уже учась в столице и приезжая в Вятку навестить родных, познакомился со ссыльным польским художником Михалом Эльвиро Андриолли и попросил его давать уроки живописи Аполлинарию. Из Аполлинария не вышло священника. Он намеревался идти по стопам Виктора, поступал в Академию художеств, но провалился и после этого какое-то время даже работал народным учителем в вятской глубинке. Затем его карьера живописца наладилась. Но, несмотря на "светский" образ жизни, Аполлинарий Михайлович тоже до конца жизни был верующим человеком. В 1933 году он единственный из советских художников написал письмо властям с протестом против сноса Храма Христа Спасителя. Оно не возымело действия – да и не могло возыметь, но Васнецов-младший поступил по зову своей совести. Аполлинарий Васнецов родился в другом вятском селе – Рябове. Именно в Рябове создан в 1981 году мемориальный музей-усадьба в родовом васнецовском доме – в память о том, что здесь взрослели братья. Природный ландшафт Рябова сохранился в первозданном виде, как и могилы предков Васнецовых. Это позволяет в мемориальном музее сделать акцент на условиях, в которых росли будущие художники, на воссоздание обстановки и атмосферы, сформировавшей их натуры и художественное видение мира. Хоть братья и провели большую часть жизни в российских столицах Петербурге и Москве, а также путешествовали за границу, вятскую землю они не забывали никогда. В. Васнецов. Эскиз к картине "Витязь на распутье". С 2008 года мемориальное учреждение в Рябове является филиалом Вятского областного художественного музея – а существованием последнего губернский центр обязан живописцам Васнецовым. Музей открыли в Вятке в декабре 1910 года члены Вятского художественного кружка с подачи братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых. В кружок сходили историк искусства Н. Г. Машковцев, художники А. В. Исупов, Н. Н. Румянцев, Н. Н. Хохряков, скульптор З. Д. Клобукова, художник-фотограф С. А. Лобовиков. Первоначально музей был не только художественным, но и историческим и располагался в особняке купца И. Репина, построенном в 1815 году на Хлебной площади Вятки (в наши дни она стала Театральной площадью). Новое здание художественного музея возвели на месте исторической дислокации, рядом со старым зданием, в 1992 году. Между двумя зданиями установлен памятник братьям Васнецовым работы народного художника России Ю. Г. Орехова и заслуженного архитектора РСФСР С. П. Хаджибаронова. На постаменте написано "от благодарных земляков". После революции музей несколько раз менял названия и статусы: был Вятским губернским музеем искусства и старины, Вятским государственным областным музеем, художественным отделом Вятского государственного музейного объединения на правах. В 1934 году, после переименования города в честь знаменитого революционера, тоже выходца из Вятской губернии, заведение стало Кировским краевым художественным музеем, затем Кировским государственным областным художественным музеем. Парадоксально – но более полувека в советскую пору художественный музей носил имя… пролетарского писателя Максима Горького. И только в 1989 году кировцы восстановили справедливость, присвоив главной региональной картинной галерее имя её основателей братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых. В 2010 году, в год своего столетия, музей в очередной раз переименовали – и он стал называться Кировское областное ГБУК "Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых". По сей день это название актуально. Фото: kirov-artmuzeum.ru. В музее периодически открываются выставки и иные проекты, связанные с жизнью и деятельностью Васнецовых. Например, летом 2023 года лишь недавно закончила работу выставка "Виктор Васнецов. Точка притяжения "А". Её концепция объединяла иллюстрированное повествование об "абрамцевском" периоде русской истории искусств, знаменитой творческой лаборатории Саввы Мамонтова, о вкладе Абрамцева в наследие братьев Васнецовых и о тех работах, которыми они прославили Абрамцево. Ведь именно в Абрамцеве Виктора Васнецова "осенило" дыхание русской истории и фольклора, и он начал писать масштабные полотна со сказочными и былинными сюжетами. Также искусствоведы считают, что в Абрамцеые старший Васнецов "родился" как театральный художник, декоратор, архитектор. Аполлинарий Васнецов в этой творческой Мекке сформировался как живописец-пейзажист, а также увлекся изучением истории и архитектуры древней Москвы и стал главным её художественным летописцем. Два пейзажа Аполлинария Васнецова. Экспозицию составляли произведения членов абрамцевского сообщества из собрания Вятского художественного музея (фондов и постоянной коллекции): помимо Васнецовых, это К. Коровин, М. Нестеров, И. Репин, В. Серов, В. Суриков, М. Врубель, С. Малютин, И. Остроухов. Сердцем композиции служила первая работа, преподнесенная Виктором Михайловичем музею: "Спаситель в терновом венце". Особенность данной выставки в том, что работы плеяды художников демонстрировались вместе впервые. Что позволяло передать не только личные успехи каждого из них, но мощь творческого комплекса, сложившегося в усадьбе. В. Васнецов. "Спаситель в терновом венце". Выставка начиналась с демонстрации документального фильма про Абрамцево с беглым экскурсом в историю имения. Одним из первых его хозяев был Сергей Тимофеевич Аксаков. Здесь у него открылся писчий талант, который мы бы сегодня назвали мастерством очеркиста: тут Аксаков написал свое первое произведение "Записки об уженье", сразу принесшие ему славу. Затем здесь же были написаны "Детские годы Багрова-внука" и другие сочинения. Абрамцево стало литературным центром. Сюда в числе прочих гостей приезжал Николай Гоголь – и раз прочитал хозяевам и гостям усадьбы главу из "Мертвых душ". Жена владельца усадьбы Е.Г. Мамонтова и В.М. Васнецов. Сергей Аксаков скончался в 1859 году, а в 1870 году у его дочери имение Абрамцево купил Савва Мамонтов, крупный железнодорожный промышленник, знаток и ценитель искусства. Богач обладал многими художественными талантами, но главным из них было деятельное стремление помогать людям искусства (и он знал, как это делать). При Мамонтове начал складываться Абрамцевский художественный кружок, который порой иначе называют Мамонтовским – совершенно справедливо. Кружок составили живописцы с близкими взглядами на искусство: они понимали свою задачу как изменение жизни через привнесение в нее красоты, потому в равной степени развивали декоративно-прикладное искусство и живопись. Произведения с Абрамцевских плэнеров увековечили красоту сада и его окрестностей. Во многих картинах фигурировала скатерть из синего сукна из гостиной усадебного дома. Разумеется, вовлекались в творческий процесс домочадцы Мамонтова. Все знают, что "Девочка с персиками" – это старшая дочь Мамонтова Вера за столом в столовой абрамцевского дома кисти Валентина Серова. Племянницу хозяина Софью Ивановну одевали в народный костюм, она позировала Илье Репину. "Абрамцевский букет" – едва ли ни единственный натюрморт этого художника, прославленного многофигурными полотнами; так повлияла на Илью Ефимовича абрамцевская пастораль. Одним из постоянных гостей Абрамцева был Василий Поленов. Спустя много лет он признавался, что его первое посещение Абрамцева осенью 1873 года неизгладимо запечатлелось в его памяти, и что здесь его озарило "таким чудным лучом света, что он до сих пор светит мне путеводной звездой". Тогда же Поленов пришел к мысли, что искусство должно давать радость и счастье – иначе оно ничего не стоит. С этим ощущением восторга Поленов писал окрестные перелески, реку Ворю, березовую рощу. В Абрамцеве же писал полотно "Видение отроку Варфоломею" (о юном Сергии Радонежском) Михаил Нестеров, один из главных русских религиозных художников. Михаил Нестеров. Картина "Схимник. Вечерний звон". "Золотой век" художники видели в прошлом, в героической и яркой истории своей страны. Потому здесь активно писались ретро-сюжеты. Так, во время одного из вечерних чтений в Абрамцеве Николай Неврев придумал картину "Василиса Мелентьева и Иван Грозный". И, конечно, Абрамцево и его окрестности дали богатый материал Виктору Михайловичу Васнецову. Мысль о картине "Богатыри" родилась у Васнецова еще в Санкт-Петербурге в 1871 году. Но лишь абрамцевский пейзаж подсказал ему окончательное решение. Возможно, не все знают, но знаменитая картина "Аленушка" написана была в течение одного лета в Абрамцеве. У сказочной героини был живой прототип: девочка из села Ахтырки, побирушка, слывшая юродивой. Васнецов, только встретив ее, вмиг "увидел" картину. Первоначально автор назвал её "Дурочка Аленушка", сохранив намек на ее состояние. Затем внес несколько штрихов – и в сюжете осталось только "одиночество и чисто русская печаль", как говорил творец. Савва Мамонтов развивал пространство для нужд художников: построил в доме мастерскую для занятий скульптурой, а персонально для Васнецова в парке поставил "Избушку на курьих ножках" – беседку для детских игр. Владелец создал и столярно-резническую мастерскую, чтобы возрождать древнерусскую резьбу по дереву. Любопытно, что мастеров-краснодеревщиков готовили под руководством дамы – жены Василия Елены Поленовой. За 10 лет мастерская развилась в полноценное производство и разработала более 100 проектов мебели на основе предметов народного быта, украшенных народными орнаментами. Всеобщим увлечением хозяев и гостей Абрамцева был театр: от модных в ту эпоху музыкально-литературных вечеров и "живых картин" вскоре перешли к настоящим спектаклям с декорациями лучших мастеров своего времени – Поленова, Васнецова, Врубеля. Спектакль "Снегурочка" по пьесе Островского в январе 1882 года произвел переворот в русском театральном и декорационном искусстве. А тремя годами позже в Русской частной опере Саввы Мамонтова была поставлена опера Римского-Корсакова "Снегурочка", эскизы декораций и костюмов к которой исполнил Виктор Васнецов, "сплавив" в единое эстетическое целое архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву. Михаил Врубель именно здесь учился создавать декорации для оперных постановок. Кадр из фильма. Постановка "Снегурочки". Принципы художественного синтеза нашли отражение и в здании церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Трогательна история появления этого храма. Художники мечтали оставить в Абрамцеве какой-то памятник о себе в благодарность за прекрасную творческую жизнь в усадьбе. После долгой полемики остановились на церкви в древнерусском стиле, для которой сами же написали иконы. Виктор Васнецов создал образ Богоматери и гордился им, сравнивал свое детище с работами художников эпохи Возрождения. Этюд В. Серова "Пастухи у костра", написанный в Абрамцеве. Картины с выставки отражали все эти этапы существования Абрамцевского художественного кружка. Для исторической достоверности к картинам прилагались фотографии и документы. Но собственноручные творения художников, проникнутые их личным отношением, могут сказать больше, чем фотоснимки. Так, художник Василий Звонцов написал в карандаше зимний этюд – церковь в Абрамцеве. Полное впечатление, что это не XIX век, а заря русской цивилизации!.. Вообще, карандашных этюдов на выставке было много. Даже те из них, что не превратились в картины, отражают дыхание жизни – например, серовские "Пастухи у костра". В. Звонцов. "Церковь в Абрамцеве". Благодаря выставке я узнала о трагической судьбе Михаила Анатольевича Мамонтова (1865 – 1920) – племянника Саввы Ивановича. Он много времени проводил у дяди в Абрамцеве, дружил с Валентином Серовым и Ильей Остроуховым, писал совершенно невинные пейзажи… Но в его картинах преобладала темная гамма. Если знать его судьбу, можно подумать, что художник предчувствовал её страшный финал. После смерти отца Михаил Мамонтов руководил семейной типографией Мамонтовых. Октябрьская – революция национализировала это предприятие, как и все прочие частные владения. Кто-то стал тайком печатать в бывшей "мамонтовской" типографии антибольшевистские листовки. За это Михаила Анатольевича арестовали в конце 1919 года и расстреляли в начале 1920 года. Не вполне понятна степень вины Мамонтова – но дело было сделано, а потом и само имя его вычеркнули из списка русских художников. Только в 2018 году в Абрамцеве состоялась первая в наше время персональная выставка Михаила Мамонтова, откровенно названная "Михаил Мамонтов. Забытый художник ". 20 работ для того проекта с немалым трудом нашли в провинциальных музеях и частных коллекциях… "Сосны". Работа Михаила Мамонтова. Что же до Виктора Васнецова, главной фигуры выставки, экспозиция содержала много ценной информации не только о его произведениях "абрамцевской" поры, но и о творческом процессе. Васнецов был придирчивым художником: об этом свидетельствует карандашный эскиз картины "Витязь на распутье". Пояснение искусствоведов дотошно описывает, сколько изменений внес Виктор Михайлович в конечный вариант – от чисто технических моментов вроде высоты камня, на который смотрит конник, или деталей его снаряжения, до нагнетания зловещей атмосферы путем добавления к лошадиному черепу на развилке человеческого. А рядом можно было увидеть оригинал художественного оформления юбилейного издания "Песни о вещем Олеге", подготовленного к столетию А.С. Пушкина. Потом иллюстрации Васнецова попали в школьные хрестоматии и были знакомы многим поколениям учеников – но с энергетикой первоисточника перепечатки не сравнятся. А этюды Аполлинария Васнецова "Старая Москва", сочетающие угольные контуры и акварельную дымку, – весьма редкое, если не уникальное зрелище. Аполинарий Васнецов. "Старая Москва". Выставка в Вятском художественном музее завершена. Конечно, ее смогли посмотреть не все наши читатели. Мы рады, если смогли донести до интересующихся крупицы информации и завораживающую атмосферу встречи с художниками в дорогом для них Абрамцеве.

Братья Васнецовы и другие
© Ревизор.ru