Войти в почту

Главный режиссер Луганского цирка рассказала о выступлениях во время обстрелов

С началом боевых действий в Донбассе в 2014 году жизнь местных жителей разделилась на "до" и "после", а в феврале 2022 года власти ЛНР и ДНР начали эвакуацию граждан в Россию. Тем не менее многие люди остались, и им как никогда нужны положительные эмоции, созидательная сила искусства. Как раз поэтому свою работу продолжил и Луганский государственный цирк - несмотря на то, что в его здание еще в 2014 году попал украинский снаряд, причинивший большие разрушения. Благодаря помощи России здание восстановили к концу 2016 года. Сегодня в Луганске выступают лучшие цирковые артисты со всей России, и иногда желающих увидеть их настолько много, что приходится давать дополнительные представления. О работе цирка в непростых условиях и живительной силе искусства в интервью "РГ" рассказала главный режиссер Луганского государственного цирка Дарья Плетенецкая.

Главный режиссер Луганского цирка рассказала о выступлениях во время обстрелов
© Российская Газета

Уже второй год подряд Плетенецкая повышает свою квалификацию на образовательных заездах арт-кластера "Таврида". В этом уникальном культурном пространстве на берегу Черного моря недалеко от крымского города Судак молодым творцам из новых регионов помогают узнать что-то новое и развиваться в своем деле.

Дарья, скажите, чем вам особенно запомнилась "Таврида"?

Дарья Плетенецкая: Для меня заезды на "Тавриде" в первую очередь ценны тем, что ты встречаешься с участниками, с которыми у тебя много общего. Вы рассказываете друг другу о своих сложностях, советуетесь. В результате происходит переосмысление всей своей профессиональной деятельности и в целом жизни. Это просто невероятное ощущение!

А почему вы выбрали цирковое искусство?

Дарья Плетенецкая: Я не выбирала, это цирковое искусство выбрало меня. Получилось так, что через два года после того, как я выпустилась из Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского, мне позвонила заведующая кафедрой театрального искусства Владислава Николаевна Титова и сказала, что Луганский цирк ищет способного режиссера. Так я и попала на встречу с директором цирка Дмитрием Тимофеевичем Касьяном, и по итогам нашей беседы он сказал: "Дарья, Вы мне симпатичны, давайте попробуем".

Однако я очень рада, что так случилось, потому что цирк - это отдельный мир со своими особенностями, о которых люди не знают, пока не попадут в эту профессию. И мне очень приятно, что я нахожусь именно в цирковой среде и теперь разбираюсь в разных нюансах: как готовится цирковой номер, как живут цирковые животные. Это невероятно круто!

Вы уже с детства занимались творчеством?

Дарья Плетенецкая: В детстве, к сожалению, мой отец не хотел меня возить на кружки. Я родом из маленького поселка, и нужно было выезжать в соседний город. Однако потом, когда я стала уже совсем взрослой - в шестом классе - выбрала для себя театральный кружок. К нам в школу пришла руководитель Детского театра эстрадных миниатюр "ГримМаски" Нина Александровна Оксенюк. Она рассказала, что проводит набор в кружок, и чем мы там будем заниматься. Тогда я уже сделала осознанный выбор и стала ходить на занятия. И, конечно, узнала у Нины Александровны, где она училась, как называлась ее специальность. Она мне рассказала, что училась в Харькове на режиссуре. И меня эта профессия так вдохновила, что еще в шестом классе я решила, что тоже буду режиссером. А в младшей школе я мечтала стать учителем начальных классов. И сейчас я понимаю, что воплотила обе свои детские мечты - одновременно работаю режиссером и преподаю студентам.

В чем уникальность цирка? Что отличает его, например, от театра или кино?

Дарья Плетенецкая: Мне нравится фраза: "Актеры в театре играют, а артисты в цирке работают". То, что цирковые делают на манеже - зачастую на пределе возможностей человека и за гранью понимания. Актеры в театре часто показывают, как им больно, как они страдают, хотя на самом деле этого не происходит. С другой стороны, артисты цирка, даже когда им действительно больно, никогда этого не покажут и будут улыбаться, чтобы зритель думал, что им все дается легко и они получают от этого удовольствие. Хотя на самом деле артисту приходится использовать все свои силы и способности, доводить себя до предела, постоянно тренироваться, чтобы сделать тот или иной трюк. Я восхищаюсь этими людьми и тем, что они все это делают с улыбкой на лице.

А воздух, то есть воздушные номера! Когда они работают без страховки, сердце сжимается, дух захватывает, потому что ты понимаешь, что это все по-настоящему. Если в кино есть дубли и можно что-то повторить, переписать, то в цирке все происходит здесь и сейчас, это самое честное искусство.

Расскажите, как Луганский цирк живет с 2014 года? Что было тогда, в начале боевых действий на Донбассе?

Дарья Плетенецкая: В 2014 году в здание цирка попал снаряд - купол оказался разрушен, вылетели все окна на фасаде. И, конечно, цирк не мог принимать зрителей в таком состоянии. Однако уже к 2016 году удалось все восстановить, и в декабре того года цирк открыл свои двери для зрителей с новогодней программой.

В восстановлении цирка принимали участие Иосиф Давыдович Кобзон, компания Росгосцирк, правительство Российской Федерации и правительство Луганской Народной Республики. И, конечно, очень много усилий приложили наш директор Дмитрий Тимофеевич Касьян и наш главный инженер Людмила Вавиловна Афанасьева - они по-настоящему горели этим делом. Все осознавали, что цирк в Луганске должен работать. Хотя восстановить такое здание изначально казалось невозможным.

Каково это - работать в таких неспокойных условиях, во время взрывов, прилетов?

Дарья Плетенецкая: На самом деле мы уже более или менее привыкли. Вот в феврале прошлого года мы сделали замечательную программу "Восточная сказка", однако успели показать ее лишь три раза, а потом глава ЛНР Леонид Пасечник объявил о начале эвакуации. Сразу же пришлось всех артистов эвакуировать, деньги за билеты возвращать, и эта программа уже не повторится никогда, хотя она была хорошей. Очень жаль, что мало зрителей ее посмотрели, но это вопросы безопасности - они превыше всего. Вот так и работаем: всегда готовимся к худшему, но стараемся сделать все наилучшим образом.

А как вы работаете сейчас? Как реагируют артисты из других городов, приезжая к вам на гастроли?

Дарья Плетенецкая: Я безмерно благодарна артистам, которые продолжают к нам ехать, остаются с нами, несмотря ни на что. Были неспокойные моменты, когда работала программа Владислава Гончарова "Принц цирка", и во время работы шоу "Девочка и слон" Андрея Дементьева-Корнилова тоже были прилеты и подрывы. Тем не менее все остались и доработали до конца, потому что артисты понимают: пока они здесь, в городе есть такая мирная частичка, значит, все хорошо, они дают надежду нашим зрителям, жителям республики. Постоянно показывают: Луганск живет, он развивается и готов дальше радовать своих жителей.

Выходит, цирковые и правда своих не бросают?

Дарья Плетенецкая: Конечно, я полностью согласна с этой фразой. Если бы это не было так, Луганский цирк сегодня бы не работал, мы постоянно чувствуем поддержку от нашей большой цирковой семьи. У нас отработали уже две программы Росгосцирка: "Принц цирка" и "Девочка и слон". А деньги от продажи билетов на них пошли на восстановление и развитие Луганского цирка.

Как в Луганском цирке восприняли новость о том, что ЛНР входит в состав Российской Федерации?

Дарья Плетенецкая: Конечно, мы все были рады, когда узнали, что вошли в состав Российской Федерации. А теперь мы постепенно адаптируемся к новым условиям, переходим на новые правила. Однако, как я уже говорила, Росгосцирк еще с 2014 года оказывал нам поддержку в восстановлении цирка и сейчас поддерживает, помогает нам с программами, притом своими лучшими программами.

Чем сегодня радует зрителей Луганский цирк?

Дарья Плетенецкая: Главное, что у нас не закончился сезон, и мы будем работать для них летом. Уже в конце июля к нам приедет мюзикл на воде "Одиссея". Цирковое искусство в ЛНР сегодня развивается, и это самое важное. В Луганске работает народный цирк "Родник", а в колледже культуры искусств Академии имени М. Л. Матусовского есть специальность "цирковое искусство". Так что мы готовим своих цирковых артистов, которых потом, уверена, еще встретим на мировой арене.

Кто сегодня, в основном, ходит на ваши представления?

Дарья Плетенецкая: Возрастное ограничение у нас в цирке - 0+, то есть никаких ограничений. Мы стараемся делать шоу, которые были бы интересны как детям, так и родителям. Просто каждый в своем возрасте обращает внимание на то, что ему нравится: дети, в основном, ждут животных и клоунов, а взрослым уже нравятся сложные акробатические или воздушные номера.

Мне очень нравится смотреть, когда приходят мамы со своими уже взрослыми детьми, которым больше 18-20 лет. Как мамы покупают шапки с кроличьими ушами, сладкую вату, попкорн, и те вновь чувствуют себя детьми, а родители вспоминают, каково это - быть родителями маленьких детей, какими они были много лет назад.

Сколько представлений вы обычно даете? Как часто зал заполняется зрителями?

Дарья Плетенецкая: Сложно сказать, всегда по-разному. Например, во время новогодней программы мы делали 20 представлений, а у проекта "Девочка и слон" было 50 представлений меньше чем за полтора месяца. Мы показывали по одному представлению в будни, и по два - в выходные. Радует, что зал почти всегда полный, а он вмещает 1800 человек. Кроме того, у нас работает обратная связь. Например, программу "Принц цирка" не все успели посмотреть, и мы уже в последние моменты добавляли еще представления в будние дни, чтобы зрители могли прийти. В итоге три эти программы собрали суммарно больше 156 тысяч зрителей.