Героиня Чехова. Вспоминаем любимые театральные роли Ирины Мирошниченко
На 82-м году жизни умерла Ирина Мирошниченко. Вспоминаем любимые театральные роли актрисы - от самых ранних до последних и от Чехова до современной драматургии.
"Соло для часов с боем", Даша, режиссер Олег Ефремов
В этом спектакле совсем юная Ирина Мирошниченко играла с удивительными партнерами - мхатовскими "стариками": Михаилом Яншиным, Виктором Станицыным, Ангелиной Степановой, Борисом Ливановым, Аллой Тарасовой. Постановка по пьесе словацкого драматурга Освальда Заградника полюбилась не только зрителю, но и оставила след в жизни самой актрисы.
"Они никогда не читали лекций, не преподавали, никого прямо не учили. Но как-то исподволь, иногда, они что-то скажут, и ты это навсегда запоминаешь. Одна мысль у них звучала постоянно - душу надо тренировать, готовить к спектаклю", - вспоминала потом о партнерах и учителях Ирина Мирошниченко.
Спектакль и сегодня восхищает подробной, тщательно выверенной режиссурой. Пьеса таит в себе изрядную долю пафосности, и только первоклассным актерам под силу ее сыграть.
"Три сестры", Ольга, режиссер Вл. Немирович-Данченко / Иосиф Раевский
Фото: Советские фильмы, спектакли и телепередачи/YouTube
Чеховские героини - особая часть творческой биографии Ирины Мирошниченко. Ольга в "Трех сестрах" на сцене тогда еще не разделенного Художественного театра была ее первым соприкосновением с великим драматургом.
Актриса вспоминала: "Спектакль Немировича-Данченко "Три сестры" существовал и до меня. Там играл блестящий состав. Но пришло время, и в наш театр влились свежие силы. Режиссером, которому поручили ввести новый состав, стал изумительный педагог и режиссер Иосиф Моисеевич Раевский. И вот он неожиданно для многих обозначает такой состав сестер - старшую сестру Ольгу предлагает сыграть мне - вчерашней студентке! Режиссер убирал во мне всю женственность, молодость, энергичность, "подбирал" руки. Для меня это была очень трудная работа".
Позже в этом же спектакле Ирина Мирошниченко будет уже играть Машу.
"Татуированная роза", Серафина делла Роза, режиссер Роман Виктюк
Фото: Советские фильмы, спектакли и телепередачи/YouTube
Один из знаковых спектаклей Романа Виктюка - и Ирины Мирошниченко тоже - создавался буквально с нуля. Сценографию спектакля создал Сергей Бархин.
"Дело было еще на Тверском бульваре, - вспоминала актриса. - Экспериментальная постановка - "Татуированная роза". Денег - ноль. Ставит Роман Виктюк. Посмотрел Сергей на это дело и сказал: "Давайте, я из подручных материалов соберу эту "Татуированную розу". Будем делать спектакль из того, что есть".
В итоге спектакль по одноименной пьесе Теннесси Ульямса в постановке Московского Художественного театра шел с триумфом - билеты было не достать.
Актриса играла этот спектакль почти четверть века, и каждый раз ее Роза умирала, погружаясь на самое дно, и воскресала, надеясь и делясь своей надеждой со зрителями.
"Чайка", Маша, режиссер Борис Ливанов
Фото: Кадр из видео
Еще одна чеховская героиня. В спектакле Бориса Ливанова Мирошниченко играла Машу (позже, у Ефремова - Аркадину). Актерский состав в этом спектакле подобрался многим театрам на зависть - и Ангелина Степанова, и Олег Стриженов, и Евгения Ханаева. При этом никто не остался на втором плане - в тот или иной момент все артисты сыграли роль первой скрипки.
"Чайка" - выдающееся произведение, которое ставят многие мастера мира. И каждый пытается выйти на какую-то свою тему, свою ниточку, внести свой вкус, свой смысл, свою боль, свою невысказанную мечту о театре. Уж больно много чего намешано в этом сюжете. Поэтому она не сходит со сцен мира", - рассказывала актриса.
"Моя дорогая Матильда", Матильда, режиссер Владимир Петров
Хроническому неудачнику Матиасу, наконец, улыбнулось счастье - отец оставил ему в наследство роскошную квартиру в Париже. Однако, прибыв во Францию из родных Штатов, он узнает, что наследует не только квартиру, но и ее жильцов - двух одиноких женщин, Матильду и ее дочь Хлою, а также целый ворох семейных тайн… Спектакль стал настоящим бенефисом Ирины Мирошниченко. Для ее Матильды смыслом жизни и оправданием всему была любовь, о разрушительной силе которой до появления Матиаса она даже не подозревала.
Этот спектакль игрался до последнего времени, более 10 лет.
"Поразительно, как ты растешь вместе с ролями. В этом смысле у меня был уникальный опыт - "Татуированная роза" в постановке Романа Виктюка по пьесе Теннесси Уильямса. Мы играли спектакль 27 лет. Вы понимаете, что за 27 лет происходит с человеком? То же происходило и с "Матильдой". Когда мы начинали - это была одна история. Сейчас, когда сыграли сотый спектакль, - другая. Вроде бы та же, но Матильда немного изменилась. В ней, может быть, теперь больше внутреннего света, внутренней боли, а слова обретают новые смыслы", - рассказывала "РГ" актриса.