Каким спектаклем Константин Райкин откроет новый сезон в "Сатириконе"
В "Сатириконе" юбилейный 85-й сезон откроют премьерой "Четырех тиранов" - новый спектакль Константина Райкина зрителям представят 8, 9 и 10 сентября на сцене Дворца на Яузе. В основе постановки - пьеса "Самодуры" Карло Гольдони. Надо сказать, итальянский классик стал практически "родным" для театра автором - это уже пятое обращение "Сатирикона" к его драматургии.
Сейчас в "Сатириконе" полным ходом идут репетиции - до премьеры еще больше месяца, но и спектакль рождается сложный и необычный. Представьте себе: сцены у артистов как таковой нет - разыгрывается действо прямо вокруг оркестра. Посреди музыкантов, инструментов, пюпитров и, конечно, в сопровождении живого аккомпанемента (звучат напряженные вариации Вивальди). Ни тебе ярких венецианских декораций, ни даже реквизита - точнее, в реквизит легким движением руки превращается все окружающее: из скрипки, как из бутылки, можно налить себе сто грамм; скрипочку поменьше, как рыбку, тут же "почистить" смычком и "приготовить" - подавать на тарелке от барабанной установки; нотными листами герои смело пользуются, чтобы вытереть слезы или промакнуть губы после ужина; громоздкий чехол от контрабаса - он же шкаф, он же туалет, он же…
Словом, режиссер помещает нас в постоянно меняющееся пространство, где все может принимать образ всего. Чем, собственно, не настроение карнавала? Но и эти бесконечные метаморфозы, и то, что артисты лишены "воздуха" на сцене и вынуждены постоянно перемещаться (даже - умещаться) среди оркестровых рядов - образ борьбы, вечного противостояния одного другому.
- Пьеса Гольдони только на первый взгляд житейская. В этом сюжете рождается множество мыслей о противостоянии материальных и духовных ценностей, об их постоянной конфронтации что в жизни отдельной семьи, что в жизни целого общества, - замечает художественный руководитель "Сатирикона", режиссер Константин Райкин. - Мы попытались вывести сюжет в метафорическую, философскую плоскость, попытались соединить в гармонии материальное и духовное, - собственно, об этом пьеса и наш спектакль. Одно невозможно без другого.
Итак, купец Лунардо - в нашем случае заросший мужлан в трениках и майке - намерен выдать замуж свою дочь Лучетту. Это решение, впрочем, как и все остальные, не обсуждается ("кто главный в доме?"): супруге - велика честь! - можно ничего не объяснять, дочери - тем более. Так же ведет себя отец жениха Маурицио. Его Филипетто - забитый юноша, которому ничего не разрешается. Даже увидеть свою невесту до свадьбы. Разрешить эту несправедливость берутся жены самодуров - они тайком устраивают свидание будущих молодоженов, подговорив жениха проникнуть в дом Лунардо в женском платье и маске - карнавал же! Но обман вскрывается, и мужья приходят в ярость. "Пробить" глав семейств не может ни романтика, ни уговоры - отступиться от своих кондовых правил они не могут. Тем более - друг перед другом.
И во времена Гольдони, и в наши дни люди остаются такими же ужасными и прекрасными, какими были всегда
По словам Константина Райкина, Карло Гольдони - великий драматург, а потому безошибочно попадает в сутевые проблемы бытия:
- Возникают очень прозрачные ассоциации с целым рядом проблем сегодняшнего дня. Дело в том, что люди остаются столь же ужасными и прекрасными, какими были всегда. Остались жадность, коварство, но остались и честность, доброта. Старое и новое, прошлое и будущее. И - непрекращающаяся борьба между ними. Главное, все это расшифровать, - уверен режиссер.
В спектакле занят замечательный актерский состав. Предприимчивую Феличе играет Агриппина Стеклова - ее героиня единственная ходит в мехах и кружевах, бывает в театре и на карнавале, в то время как прочие жены всего этого лишены - как неразумных развлечений. Ее муж Канчано в исполнении Дениса Суханова нервно пытается взять жену под контроль, но - с переменным успехом. Жену Лунардо Маргариту играет Алена Разживина, сообщая своей героине легкость, женственность, наивность, которые никак не стыкуются с "железным" укладом жизни в ее доме. Спектакль, вслед за пьесой, представляет целую галерею живых, узнаваемых человеческих характеров.
- Роль Лунардо для меня необычная, - рассказывает актер Алексей Бардуков. - В ней нужно больше злости, нужно постоянно "утяжелять" себя - это непросто. Мерзавец ли мой персонаж? За каждым героем - своя правда, я сам знаю людей, которые крепко держатся за свои привычки, устои, и по-другому не могут. В спектакле, конечно, мы все это еще преувеличили.
Достучаться до самодуров сможет все та же Феличе с ее горячим монологом во втором акте: "Если вы хотите жить спокойно, жить в мире с женами, будьте людьми, а не дикарями, приказывайте, но не тираньте. А если хотите, чтобы вас любили, любите и вы!" Свадьба молодых в итоге состоится. И только тут - в самом конце - мы, наконец, увидим венецианские декорации.
Кстати
Сегодня "Сатирикон" в пятый раз обращается к пьесам Гольдони.
В театре уже были поставлены спектакли "Хозяйка гостиницы" (реж. А. Горбань, 1994), "Кьоджинские перепалки" (реж. К. Райкин, 1997), "Синьор Тодеро хозяин" (реж. Р. Стуруа, 2002), "Случай" (реж. М. Брусникина, 2006).