Наталья Поленова: Почему автор "Московского дворика" уходил на фронт

В мастерской музея-усадьбы Поленова два главных живописных шедевра: один на стене - это графический вариант картины "Христос и Грешница", другой - за окном: построенные по чертежу художника Троицкая церковь, Аббатство, Фахверк.

Наталья Поленова: Почему автор "Московского дворика" уходил на фронт
© Российская Газета

Чтобы создать картину, Поленов объездил Святую землю. Ради второго шедевра "европеец" Поленов остался в России навсегда: это "сто восьмое чудо света" Василий Дмитриевич создал не для одного себя - для всех. Его мастерскую в Поленове называют "грешницей". Здесь открываются координаты тех больших понятий, без которых художник себя не мыслил: Родина, народ, искусство. Сейчас здесь идет масштабная подготовка к 180-летию мастера, которое мы будем отмечать в следующем году. "РГ" первой узнала у директора музея-усадьбы, правнучки художника Натальи Поленовой, какие проекты ждут нас.

Каждый большой художник актуален во все времена. Но Поленов остается нашим современником - здесь, в его усадьбе, в этом убеждаешься на каждом шагу.

Наталья Поленова: Побывать в Поленове - это как прочитать хороший русский роман. Я верю, что каждый побывавший у нас уходит немножко другим: преображенным. Люди узнают, что Василий Поленов не просто автор прославленного "Московского дворика", но выдающийся просветитель, который открывал школы, строил храмы, создал целый микромир на Оке. И при этом был на редкость скромным, без всякой мании величия. Объездил мир, но не мыслил себя нигде, кроме своего окского уголка.

Юбилейные проекты, видимо, должны быть не просто тонкими и глубокими, но, главное, вдохновенными? Все помнят выставку в Третьяковской галерее к 175-летию художника - удастся повторить тот триумф?

Наталья Поленова: Выставка в Третьяковке незабываема, и я не перестаю благодарить галерею и лично ее прежнего руководителя Зельфиру Исмаиловну Трегулову. Конечно, хотелось бы чаще видеть Василия Дмитриевича Поленова в таком триумфе, потому что он того достоин и как личность, и как художник, и как просветитель. Поэтому мы планируем на 180-летие минимум два крупных проекта. Один из них - монографическая выставка в Русском музее: она пройдет с августа по ноябрь в Корпусе Бенуа. Поленов вернется в Санкт-Петербург, в родной для него город.

Директор музея-усадьбы Наталья Поленова: Необязательно декларировать веру в Россию - это, как вера в Бога или любовь к человеку. Фото: Предоставлено музеем-заповедником Поленова

Второй проект связан с музеем-заповедником "Гатчина". В том же Русском музее есть малоизвестная поленовская работа - "Командующий Рущукским редутом, или Наследник в ставке". На ней изображен будущий Александр III. Директор Гатчинского музея-заповедника Василий Юрьевич Панкратов, кстати, член нашего Попечительского совета, выдвинул оригинальную идею посвятить выставку взаимоотношениям императора с художником. Это история длиною в жизнь: начиная с детства, где они играли на одной детской площадке, через Балканскую войну и историю покупки государем поленовского полотна "Христос и Грешница". Именно на эти средства и была построена на Оке усадьба.

Тема "художник и власть в России" всегда одна из самых драматичных, как и тема - "творец во время войны..."

Наталья Поленова: Честно сказать, я думаю, что художник на трибуне - лишний, он вне политики. Необязательно декларировать свою веру в Россию - это, как вера в Бога или любовь к человеку, дело интимное. Василий Дмитриевич не теоретизировал, а просто ушел добровольцем на сербско-турецкую войну, участвовал в сражениях, за что получал боевые награды, их можно увидеть в нашем музее. Был он и на русско-турецкой войне, уже в качестве военного репортера.

А как дела сегодня обстоят с усадьбой Поленова?

Наталья Поленова: Состояние центрального дома усадьбы, которому уже 130 лет и который ежедневно посещает до 500 человек, внушает очень серьезные опасения. Дом дряхлеет и ему необходима активная реставрационная поддержка. Чтобы решить в числе других и эту проблему, создавался Попечительский совет, в него вошли виднейшие политики, журналисты, ученые и даже военные. Очередное заседание прошло этим летом.

А будет ли спасен Театральный дом Поленова на Зоологической улице в Москве?

Наталья Поленова: Да, в отличие от Поленовской усадьбы, Дом на Зоологической надо было спасать еще, как говорится, позавчера. Сейчас он похож на руины. Но и здесь нужны миллионы и миллионы. Правда, для начала надо присвоить этому дому статус объекта культурного наследия и получить финансирование хотя бы на его консервацию. В будущем мы видим здесь как бы культурное посольство Тулы в Москве - своеобразный "тульский культурный кластер".

В самой Туле у нас уже есть филиал, в нем мы открыли Центр семейной истории: рассказываем о жизни тульских семей. На наш призыв туляки охотно откликнулись и понесли нам свои семейные архивы, фотографии и прочие артефакты. Что-то подобное я вижу и в будущем нашем филиале в Москве на Зоологической улице. Кроме того, художник мечтал организовать там народный театр, где бы актеры-любители учились, репетировали и ставили спектакли. Все эти наши проекты на Попечительском совете также были озвучены и получили одобрение.

Как сохранить в теперешнем токсичном мире уникальные ландшафты, берега, "живые картины"?

Наталья Поленова: Для семьи Поленовых экология всегда была не пустым звуком. Всю вторую половину ХХ века музей-заповедник боролся не на жизнь, а на смерть за окскую пойму, окружающие леса и ландшафты. Как человек, выросший в усадьбе, по сути, в лесу, я воспринимаю болезненно любой урон природе. Мы постоянно с волонтерами чистим берега и овраги. Но от некоторых посетителей руки опускаются.

Очень интересный проект, поддержанный нашим Попечительским советом, - 15-километровая экотропа вдоль Оки для пешеходов, любителей скандинавской ходьбы и велосипедистов. Маршрут будет охватывать все достопримечательности музея-заповедника, в том числе Беховский холм и Троицкую церковь.